Содержание Пояснительная записка Раздел 1. Содержание и объем образовательной деятельности, планируемые результаты Раздел 2. Учебный план Раздел 3. Календарный учебный график МБУ ДО «СШ ГОР» на 2024 учебный год Раздел 4. Система оценки достижения планируемых результатов освоения реализуемых дополнительных общеобразовательных программ. Формы аттестации Раздел 5. Материально-технические условия реализации образовательной программы Раздел 6. программы Программно-методическое обеспечение образовательной Пояснительная записка Образовательная программа является нормативно-управленческим документом, определяющим содержание образования Муниципального бюджетного учреждения дополнительного образования «Спортивная школа городского округа Ревда» (далее «МБУ ДО «СШ ГОР») ее уровень и направленность на основе анализа образовательных потребностей социума, возможностей спортивной школы, ресурсного обеспечения и принципов организации образовательного процесса. Данная программа способствует организации образовательного процесса в МБУ ДО «СШ ГОР» в соответствии с современными требованиями, целями и задачами дополнительного образования, его гуманизации, в интересах развития личности обучающихся, на основе дифференцированного, разноуровневого образования. Основными нормативными основаниями образовательной деятельности учреждения, с учетом которых составлена данная образовательная программа, являются: 1. Федеральный закон от 29.12.2012 № 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации»; 2. Федеральный закон от 04.12.2007 № 329-ФЗ «О физической культуре и спорте в Российской Федерации»; 3. Постановление Правительства Российской Федерации от 23.12.2005 №751 «Концепция модернизации российского образования до 2020 года»; 4. Федеральные стандарты спортивной подготовки по видам спорта (утвержденные в рамках реализации федерального закона от 30.04.2021 № 127-ФЗ «О внесении изменений в Федеральный закон «О физической культуре и спорте в Российской Федерации» и Федеральный закон «Об образовании в Российской Федерации» 5. Приказ Министерства просвещения Российской Федерации от 30.09.2020 г. № 533 "О внесении изменений в Порядок организации и осуществления образовательной деятельности по дополнительным общеобразовательным программам, утвержденный приказом Министерства просвещения Российской Федерации от 9 ноября 2018 г. № 196" 6. СанПиН 2.4.4.3172-14 "Санитарно-эпидемиологические требования к устройству, содержанию и организации режима работы образовательных организаций дополнительного образования детей" 7. Устав МБУ ДО «СШ ГОР» от 30.12.2022г. № 3490 МБУ ДО «СШ ГОР» реализует дополнительные образовательные программы спортивной подготовки в области физической культуры и спорта: - дополнительные общеразвивающие программы в области физической культуры и спорта, - дополнительные образовательные программы спортивной подготовки в области физической культуры и спорта. Форма получения образования - очная. Образование осуществляется на русском языке. Понятия, используемые в настоящей программе: Дополнительное образование - это вид образования, который направлен на всестороннее удовлетворение образовательных потребностей человека в интеллектуальном, духовно-нравственном, физическом и (или) профессиональном совершенствовании и не сопровождается повышением уровня образования (273-ФЗ, гл. 1, ст. 2, п. 14). Организация дополнительного образования образовательная организация, осуществляющая в качестве основной ее деятельности образовательную деятельность по дополнительным общеобразовательным программам (273-ФЗ, гл. 3, ст. 23, п. 3.1). Образовательная программа - комплекс основных характеристик образования (объем, содержание, планируемые результаты), организационно педагогических условий и в случаях, предусмотренных настоящим Федеральным законом, форм аттестации, который представлен в виде учебного плана, календарного учебного графика, рабочих программ учебных предметов, курсов, дисциплин (модулей), иных компонентов, а также оценочных и методических материалов (273-ФЗ, гл. 1, ст. 2, п. 9). Образовательная программа организации дополнительного образования образовательная программа, разрабатываемая и утверждаемая организацией дополнительного образования (273- ФЗ, на основе гл. 2, ст. 22, п. 5). Учебный план - документ, который определяет перечень, последовательность и распределение по годам обучения учебных предметов, курсов, дисциплин (модулей), практики, иных видов учебной деятельности и, если иное не установлено настоящим Федеральным законом, формы промежуточной аттестации обучающихся (273-ФЗ, гл. 1, ст. 2, п. 22). Календарный учебный график - документ, регламентирующий общие требования к организации образовательного процесса в учебном году (продолжительность учебного года, каникулярного времени и летнего оздоровительного периода (при необходимости), режим работы, регламентирование образовательного процесса на неделю и пр.). Информация об образовательном учреждении Историческая Муниципальное бюджетное учреждение дополнительного образования «Спортивная школа городского округа Ревда» справка основано в декабре 1957 года. Первые отделения начавшие свою работу по профилям: лыжные гонки, легкая атлетика. На сегодняшний день школа развивает пять видов спорта: легкая атлетика, лыжные гонки, бокс, футбол, греко-римская борьба. Полное Муниципальное бюджетное учреждение дополнительного наименование в образования «Спортивная школа городского округа Ревда» соответствии с (сокращенное наименование МБУ ДО «СШ ГОР») Уставом Правовое Учреждение является юридическим лицом, имеет положение Учреждения Учредитель Директор Учреждения Юридический адрес Лицензия Численность обучающихся Характеристика контингента обучающихся обособленное имущество, осуществляет операции с поступающими ему в соответствии с законодательством Российской Федерации средствами через лицевые счета, открываемые в финансовом органе городского округа Ревда. Учреждение вправе открывать банковские счета в других кредитных организациях в порядке, установленном законодательством Российской Федерации. Учреждение имеет печать со своим официальным наименованием, штампы и бланки, необходимые для осуществления деятельности. Учредителем Учреждения является администрация городского округа Ревда. Натфуллин Сергей Масхадович 623286, Свердловская область, г. Ревда ул. Жуковского, д. 22. Лицензия № 19629 от 21 февраля 2018 г. Срок действия – бессрочно. Выписка из реестра лицензий 03.02.2023г. Численный состав обучающихся по реализуемым программам 312 человек в возрасте от 7 до 18 лет Характеристика контингента обучающихся по возрасту: от 7 до 18 лет – 312 человек 7 лет – 13 8 лет – 16 9 лет – 51 10 лет – 63 11 лет – 41 12 лет – 62 13 лет – 18 14 лет – 22 15 лет – 16 17 лет – 7 18 лет - 3 Характеристика контингента обучающихся по уровням подготовки: Спортивно-оздоровительный этап – 40 человек Начальный этап – 167 человека Учебно-тренировочный этап – 125 человек Характеристика тренерскопреподавательского состава Программное обеспечение 1. В школе работают 7 тренеров-преподавателей Тренеры-преподаватели: 5 мужчин, 2 женщины. Образование в сфере физической культуры и спорта: Высшее образование – 6 Средне-специальное – 1 Квалификационные категории: Высшей квалификационной категории - 2 1 квалификационная категория – 3 Без категории - 1 По возрасту: До 26 лет – 1 от 26 до 50 лет - 5; старше 50 лет –1. В МБУ ДО «СШ ГОР» реализуются дополнительные образовательные программы спортивной подготовки в области физической культуры и спорта по видам спорта бокс, лыжные гонки, футбол, легкая атлетика, греко-римская борьба и дополнительные общеразвивающие программы в области физической культуры и спорта по направлению футбол. Содержание и объем образовательной деятельности, планируемые результаты Характеристика социального заказа на образовательные услуги и его влияние на деятельность образовательного учреждения. Социальный заказ, реализуемый учреждением, складывается из нескольких составляющих: - федеральный компонент; - региональный компонент; - муниципальный компонент. Социальный заказ федерального уровня отражен в статье 84 Закона РФ «Об образовании», в котором основным предназначением учреждения дополнительного образования детей, реализующего образовательные программы в области физической культуры и спорта, определено как «физическое воспитание личности, приобретение знаний, умений и навыков в области физической культуры и спорта, физическое совершенствование, формирование культуры здорового и безопасного образа жизни, укрепление здоровья, выявление и отбор наиболее одарённых детей и подростков, создание условий для прохождения спортивной подготовки». Региональный компонент социального заказа регулируется на областном уровне и предполагает обеспечение подготовки спортивного резерва для спортивных сборных команд Свердловской области и участие спортсменов в областных, всероссийских и международных соревнованиях. Муниципальный компонент складывается исходя из потребностей жителей городского округа Ревда в занятиях физической культурой и спортом, с учётом местных условий и возможностей, а также обеспечение целенаправленной подготовки спортивного резерва для спортивных сборных команд нашего города, Свердловской области и Российской Федерации. Высокое качество образования, его доступность, открытость, привлекательность для обучающихся и их родителей, развитие творческих и спортивных способностей детей, удовлетворение их индивидуальных потребностей в физическом, интеллектуальном и нравственном совершенствовании обеспечиваются созданием в учреждении комфортной, развивающей образовательной среды, включающей: - организацию соревновательной деятельности обучающихся путем проведения спортивно-массовых и физкультурно-массовых мероприятий; использование в образовательном процессе современных образовательных технологий, основанных на лучших достижениях мирового опыта и отечественного образования в области физической культуры и спорта; - построение содержания образовательной программы в области физической культуры и спорта с учетом индивидуального развития детей; - эффективное управление образовательным учреждением. Миссия, цели, приоритетные направления, цели и задачи образовательной деятельности Миссия: вовлечение детей и молодежи к систематическим занятиям физической культурой и спортом. Образовательный процесс ориентирован на развитие мотивации личности к удовлетворению физкультурно-оздоровительных и спортивных потребностей, реализацию программ и услуг по физическому воспитанию. Основной целью деятельности Учреждения является: реализация дополнительных образовательных программ спортивной подготовки в области физической культуры и спорта (общеразвивающих и образовательных программ спортивной подготовки). Цели и задачи реализации дополнительных общеразвивающих программ спортивной подготовки в области физической культуре и спорта: - физическое воспитание личности, - выявление одаренных детей, - получение обучающимися начальных знаний о физической культуре и спорте, - организация досуга и формирование потребности в поддержании здорового образа жизни. Цели и задачи реализации дополнительных образовательных программ спортивной подготовки в области физической культуре и спорта: - отбор одаренных детей в области физической культуры и спорта, - создание условий для физического образования, воспитания и развития детей, - формирование знаний, умений и навыков в области физической культуры и спорта, в том числе в избранном виде спорта, - подготовка одаренных детей в образовательные организации, реализующие профессиональные программы в области физической культуры и спорта, - организация досуга и формирование потребности в поддержании здорового образа жизни. Достижение поставленных целей предусматривает решение следующих основных задач: - укрепление здоровья, формирование культуры здорового и безопасного образа жизни; - формирование навыков адаптации к жизни в обществе, профессиональной ориентации; - получение начальных знаний, умений, навыков в области физической культуры и спорта; - удовлетворение потребностей в двигательной активности; - подготовка к поступлению в профессиональные образовательные организации и образовательные организации высшего образования, реализующие основные образовательные программы среднего профессионального и высшего образования по укрупненным группам специальностей и направлений подготовки в сфере образования и педагогики, в области физической культуры и спорта; - отбор одаренных детей, создание условий для их физического воспитания и физического развития; - подготовка к освоению этапов спортивной подготовки. Принципы и подходы к формированию реализуемых дополнительных образовательных программ спортивной подготовки в области физической культуры и спорта. Деятельность Учреждения основывается на принципах демократии, гуманизма, общедоступности, приоритета общечеловеческих ценностей, жизни и здоровья человека, гражданственности, свободного развития личности, автономности и светского характера образования, доступности занятий физической культурой и спортом, непрерывности и преемственности процесса физического воспитания и образования. Реализуемые дополнительные образовательные программы спортивной подготовки разрабатываются с учетом следующих особенностей организации тренировочной и методической деятельности: 1. По группам видов спорта: - командные игровые виды спорта (футбол); - спортивные единоборства (бокс, греко-римская борьба); - циклические, скоростно-силовые виды спорта (лыжные гонки, легкая атлетика); 2. По признанным в Российской Федерации видам спорта и спортивным дисциплинам, включенным во Всероссийский реестр видов спорта. 3. По этапам и уровням обучения: - спортивно-оздоровительный этап (весь период) – только для дополнительных общеразвивающих программ; - начальный этап подготовки (3-4 года); - учебно-тренировочный (4-5 лет); 4. По интеграции дошкольного, общего и дополнительного образования путем сетевого взаимодействия с образовательными организациями (сетевое взаимодействие в рамках ФГОС). Методологической основой реализуемых программ является системнодеятельностный подход, который предполагает: - формирование готовности обучающихся к саморазвитию и непрерывному образованию; - проектирование и конструирование развивающей образовательной среды организации, осуществляющей образовательную деятельность; - активную учебно-познавательную деятельность обучающихся; - построение образовательной деятельности с учетом индивидуальных, возрастных, психологических, физиологических особенностей и здоровья обучающихся. Так как, программы формируются на основе системно-деятельностного подхода, в связи с чем личностное, социальное, познавательное развитие обучающихся определяется характером организации их деятельности, в первую очередь учебно-тренировочной, а процесс функционирования спортивной школы рассматривается как совокупность следующих взаимосвязанных компонентов: цели образования; содержания образования; форм, методов, средств реализации этого содержания (технологии преподавания, освоения, обучения); субъектов системы образования (педагогов, обучающихся, их родителей (законных представителей); материальной базы как средства системы образования, в том числе с учетом принципа преемственности этапов обучения, который может быть реализован как через содержание, так и через формы, средства, технологии, методы и приемы работы. Реализуемые дополнительные образовательные программы спортивной подготовки в области физической культуре и спорта при конструировании и осуществлении образовательной деятельности ориентируются на личность как цель, субъект, результат и главный критерий эффективности, на создание соответствующих условий для саморазвития творческого потенциала личности. Осуществление принципа индивидуально-дифференцированного подхода позволяет создать оптимальные условия для реализации потенциальных возможностей каждого обучающегося. Образовательный процесс в соответствии с реализуемыми программами организуется с учетом психолого-педагогических особенностей развития детей. Образовательная программа формируется с учетом принципа демократизации, который обеспечивает формирование и развитие демократической культуры всех участников образовательных отношений на основе сотрудничества, сотворчества, личной ответственности в том числе через развитие органов государственно-общественного управления образовательной организацией. Образовательная программа формируется с учетом индивидуальных особенностей, потребностей и запросов обучающихся и их родителей (законных представителей), включая образовательные потребности обучающихся с ограниченными возможностями здоровья и инвалидов, а также значимость данного уровня образования для продолжения обучения в профессиональной образовательной организации или образовательной организации высшего образования, профессиональной деятельности и успешной социализации. Объем дополнительной образовательной программы спортивной подготовки по виду спорта бокс Этапы и годы спортивной подготовки Этапный норматив Количество часов в неделю Общее количество часов в год Учебнотренировочный этап Этап (этап спортивной совершенствования специализации) спортивного Свыше мастерства Свыше До трех До года трех года лет лет Для спортивной дисциплины «бокс» УТ3 – 14 НП2-6 УТ1 – 12 НП1-5 УТ4 – 16 20-24 НП3-8 УТ2 - 14 УТ5 - 18 Этап начальной подготовки 234-312 312-416 624-728 728-832-936 1040-1248 Этап высшего спортивного мастерства 24-32 1248-1664 Объем дополнительной образовательной программы спортивной подготовки о виду спорта греко-римская борьба Этапы и годы спортивной подготовки Этапный норматив Этап начальной подготовки До года Количество часов в неделю Общее количество часов в год НП-1-5 260 Учебнотренировочный этап (этап спортивной специализации) Этап совершенствов ания спортивного мастерства Этап высшего спортивного мастерства Свыше года НП-2-6 НП-3-8 НП-4-8 До трех лет УТ-1-10 УТ-2-12 УТ-3-12 Свыше трех лет УТ-4-16 20 24 312-416 520-624 832 1040 1248 Объем дополнительной образовательной программы спортивной подготовки по виду спорта лыжные гонки Этапный норматив Этап начальной подготовки До года Количество часов в неделю Общее количество часов в год НП 1-5 260 Свыше года НП 2-6 НП 3-8 312/416 Этапы и годы спортивной подготовки УчебноЭтап Этап высшего тренировочный этап совершенствова спортивного (этап спортивной нияспортивного мастерства специализации) мастерства До трех Свыше лет трех лет УТ 1-10 УТ 5 -16 20-24 24-32 УТ 2-12 УТ 6 -18 УТ 3-14 520/624/728 832/936 1040-1248 1248-1664 Объем дополнительной образовательной программы спортивной подготовки по виду спорта легкая атлетика Этапный норматив Этап начальной подготовки До года Количество часов в неделю Общее количество часов в год НП1- 5 260 Свыше года НП2-6 НП3-8 312-416 Этапы и годы спортивной подготовки Учебнотренировочный этап Этап Этап высшего (этап спортивной совершенствова спортивного специализации) нияспортивного мастерства мастерства До трех Свыше лет трех лет УТ1-10 УТ3-12 16-18 18-24 УТ2-12 УТ4-14 УТ5-16 520-624 624-728-832 832-936 936-1248 Объем дополнительной образовательной программы спортивной подготовки по виду спорта футбол Этапный норматив Этап начальной подготовки До года Количество часов в неделю Общее количество часов в год Свыше года НП1- 5 НП2-6 НП3-8 260 312-416 Этапы и годы спортивной подготовки Учебнотренировочный этап Этап (этап спортивной Этап высшего совершенствова специализации) спортивного нияспортивного мастерства Свыше мастерства До трех трех лет лет УТ1-10 УТ3-12 16-18 18-24 УТ2-12 УТ4-14 УТ5-16 520-624 624-728-832 832-936 936-1248 Планируемые результаты реализации образовательной программы. Планируемые результаты реализации образовательной программы представляют собой систему ведущих целевых установок и ожидаемых результатов освоения всех компонентов, составляющих содержательную основу образовательной программы. Они обеспечивают связь между требованиями законодательства Российской Федерации, образовательным процессом и системой оценки результатов освоения дополнительных образовательных программ спортивной подготовки в области физической культуры и спорта (далее - системой оценки), выступая содержательной и критериальной основой разработки учебного плана, рабочих программ, информационно-методического и психолого-педагогического обеспечения. Планируемые результаты освоения образовательных программ спортивной подготовки в области физической культуры и спорта сложности, вида спорта и его содержания: Предметная область Теория и методика физической культуры и спорта Общая физическая подготовка Начальный этап подготовки – знание истории развития спорта; – знание места и роли физической культуры и спорта в современном обществе; – знание основ законодательства в области физической культуры и спорта; – знания, умения и навыки гигиены; – знание режима дня, основ закаливания организма, здорового образа жизни; – знание основ здорового питания; – формирование осознанного отношения к физкультурно-спортивной деятельности, мотивации к регулярным занятиям физической культурой и спортом. – укрепление здоровья, разностороннее физическое развитие, способствующее улучшению приспособленности организма к изменяющимся условиям внешней среды; – повышение уровня физической Учебно-тренировочный этап подготовки – знание истории развития избранного вида спорта; – знание значения занятий физической культурой и спортом для обеспечения высокого качества жизни; – знание этических вопросов спорта; – знание основ общероссийских и международных антидопинговых правил; – знание норм и требований, выполнение которых необходимо для присвоения соответствующих спортивных званий и спортивных разрядов по избранному виду спорта, а также условий выполнения этих норм и требований; – знание возрастных особенностей детей и подростков, влияния на спортсмена занятий избранным видом спорта; – знание основ спортивного питания. работоспособности и функциональных возможностей организма, содействие гармоничному физическому развитию как основы дальнейшей специальной физической подготовки; – развитие физических способностей (силовых, скоростных, скоростно-силовых, координационных, выносливости, гибкости) и их гармоничное сочетание применительно к специфике занятий избранным видом спорта; – формирование двигательных умений и навыков; – освоение комплексов общеподготовительных, общеразвивающих физических упражнений; – формирование социальнозначимых качеств личности; – получение коммуникативных навыков, опыта работы в команде (группе); – приобретение навыков проектной и творческой деятельности. Общая и специальная физическая подготовка – укрепление здоровья, разностороннее физическое развитие, способствующее улучшению приспособленности организма к изменяющимся условиям внешней среды; – повышение уровня физической работоспособности и функциональных возможностей организма, содействие гармоничному физическому развитию как основы специальной физической подготовки; – развитие способности к проявлению имеющегося функционального потенциала в специфических условиях занятий по избранному виду спорта; – специальная психологическая подготовка, направленная на развитие и совершенствование психических функций и качеств, которые необходимы для успешных занятий избранным видом спорта. Основы профессионального самоопределения Вид спорта Различные виды спорта и подвижные игры – развитие физических способностей (силовых, скоростных, скоростносиловых, координационных, выносливости, гибкости) в соответствии со спецификой избранного вида спорта; – овладение основами техники и тактики избранного вида спорта; – освоение комплексов подготовительных и подводящих физических упражнений; – освоение соответствующих возрасту, полу и уровню подготовленности обучающихся тренировочных нагрузок; – знание требований к оборудованию, инвентарю и спортивной экипировке в избранном виде спорта; – знание требований техники безопасности при занятиях избранным спортом; – приобретение опыта участия в физкультурных и спортивных мероприятиях; – знание основ судейства по избранному виду спорта. – умение точно и своевременно выполнять задания, связанные с правилами избранного вида спорта и подвижных игр; – умение развивать физические качества по избранному виду спорта средствами других видов спорта и подвижных игр; – формирование социальнозначимых качеств личности; – развитие коммуникативных навыков, лидерского потенциала, приобретение опыта работы в команде (группе); – развитие организаторских качеств и ориентация на педагогическую и тренерскую профессии; – приобретение практического опыта педагогической деятельности, предпрофессиональная подготовка обучающихся; – приобретение опыта проектной и творческой деятельности. – обучение и совершенствование техники и тактики избранного вида спорта; – освоение комплексов специальных физических упражнений; – повышение уровня физической, психологической и функциональной подготовленности, обеспечивающей успешное достижение планируемых результатов; – знание требований федерального стандарта спортивной подготовки по избранному виду спорта; – формирование мотивации к занятиям избранным видом спорта; – знание официальных правил соревнований по избранному виду спорта, правил судейства; – опыт участия в физкультурных и спортивных мероприятиях. – умение точно и своевременно выполнять задания, связанные с правилами избранного вида спорта и подвижных игр; – умение развивать физические качества по избранному виду спорта средствами других видов спорта и подвижных игр; Судейская подготовка Спортивное и специальное оборудование – умение соблюдать требования техники безопасности при самостоятельном выполнении упражнений; – приобретение навыков сохранения собственной физической формы. - необходимые меры страховки и самостраховки, а также владение средствами и методами предупреждения травматизма и возникновения несчастных случаев; – умение соблюдать требования техники безопасности при самостоятельном выполнении физических упражнений. – знание устройства спортивного и специального оборудования по избранному виду спорта; – умение использовать для достижения спортивных целей спортивное и специальное оборудование; – приобретение навыков содержания и ремонта спортивного и специального оборудования. – умение соблюдать требования техники безопасности при самостоятельном выполнении упражнений; – приобретение навыков сохранения собственной физической формы. – освоение методики судейства физкультурных и спортивных соревнований и правильного ее применения на практике; – знание этики поведения спортивных судей; – освоение квалификационных требований спортивного судьи, предъявляемых к квалификационной категории «юный спортивный судья» по избранному виду спорта. необходимые меры страховки и самостраховки, а также владение средствами и методами предупреждения травматизма и возникновения несчастных случаев; – умение соблюдать требования техники безопасности при самостоятельном выполнении физических упражнений. – знание устройства спортивного и специального оборудования по избранному виду спорта; – умение использовать для достижения спортивных целей спортивное и специальное оборудование; – приобретение навыков содержания и ремонта спортивного и специального оборудования. Планируемые результаты освоения дополнительных общеразвивающих программ в области физической культуры и спорта Предметная Спортивно-оздоровительный этап область Теория и методика – история развития избранного вида спорта; физической – гигиенические знания, умения и навыки; культуры и спорта – режим дня, закаливание организма, здоровый образ жизни; – требования к оборудованию, инвентарю и спортивной экипировке; – требования техники безопасности при занятиях избранным видом спорта. Общая физическая – развитие основных физических качеств (гибкости, подготовка быстроты, силы, координации, выносливости) и их гармоничное сочетание применительно к специфике занятий избранным видом спорта; – освоение комплексов физических упражнений; – укрепление здоровья, повышение уровня физической работоспособности и функциональных возможностей организма, содействие гармоничному физическому развитию. Избранный вид – овладение элементарными основами техники избранного вида спорта; спорта – освоение соответствующих возрасту, полу и уровню подготовленности тренировочных и соревновательных нагрузок Специальная – развитие скоростно-силовых качеств физическая подготовка – повышение уровня специальной физической и функциональной подготовленности. Важнейшим условием дополнительного образования является общедоступность и массовый характер образования детей. Задача учреждения не только в привлечении юных жителей города к занятиям физической культурой и избранным видом спорта, но и в обеспечении возможности раннего выявления таланта и создания условий для его профессионального становления. Учреждение предоставляет благоприятные условия для разностороннего физического развития ребенка, оказывает помощь в реализации его потенциальных возможностей и потребностей, развивает его творческую и физическую активность. Настоящая образовательная программа учреждения определяет организацию и основное содержание образовательного процесса с учетом: - обеспечения преемственности дополнительных общеобразовательных общеразвивающих программ и дополнительных общеобразовательных предпрофессиональных программ в области физической культуры и спорта; - сохранения единства образовательного пространства Российской Федерации в сфере физической культуры и спорта. 2. Учебный план Учебный план определяет объем учебной нагрузки и ее распределение по уровням сложности и годам обучения. Учебный план составлен на основе Федерального стандарта спортивной подготовки по видам спорта (утвержденные в рамках реализации федерального закона от 30.04.2021 № 127-ФЗ «О внесении изменений в Федеральный закон «О физической культуре и спорте в Российской Федерации» и Федеральный закон «Об образовании в Российской Федерации». Учебный план является одним из основных документов, предназначенных для планирования и организации образовательного процесса, определяющий направленность и содержание образовательного процесса Учреждения. 2.1. Учебный план для образовательных программ спортивной подготовки в сфере физической культуре и спорта. Последовательность обучения. Учебный план включает в себя уровни сложности: начальной подготовки (3-4 лет), учебно-тренировочный (4-5 лет). Нормативный срок освоения образовательной программы - 8 лет. Учебный план разрабатывается из расчета 52 недели. Из них 46 недель непосредственно в условиях спортивной школы и 6 недель самостоятельной работы по индивидуальным планам разработанные тренром-преподавателем. С увеличением общего годового объема часов по годам обучения изменяется соотношение времени на различные предметные области. Распределение времени в учебном плане на виды подготовки и иные мероприятия осуществляются в соответствии с конкретными задачами каждого года обучения. Расчет осуществляется исходя из установленного Федерального стандарта спортивной подготовки по видам спорта (утвержденные в рамках реализации федерального закона от 30.04.2021 № 127-ФЗ «О внесении изменений в Федеральный закон «О физической культуре и спорте в Российской Федерации» и Федеральный закон «Об образовании в Российской Федерации». Трудоемкость и распределение по периодам обучения. ФУТБОЛ СО Этап подготовки СО Количество часов в неделю 4 Количество человек в группе 20 Возраст зачисления 7-10 БОКС СО Этап подготовки Количество часов в Количество человек Возраст неделю в группе зачисления СО 4 20 7-18 дополнительная образовательная программа спортивной подготовки по видам спорта ФУТБОЛ Этап подготовки Количество часов в неделю 5 6 8 10 12 12 14 16 Количество человек в группе 14 14 14 12 12 12 12 12 Возраст зачисления 7-9 7-9 9-10 10-11 11-12 12-13 13-14 15-18 Количество часов в неделю 5 6 8 12 14 14 16 18 Количество человек в группе 10 10 10 8 8 8 8 8 Возраст зачисления 9-10 10-11 11-12 12-13 13-14 14-15 15-16 17-18 ЛЫЖНЫЕ ГОНКИ Этап подготовки Количество часов в неделю НП – 1 5 НП – 2 6 НП – 3 8 УТГ – 1 12 УТГ – 2 14 УТГ – 3 16 УТГ – 4 16 УТГ – 5 18 Количество человек в группе 12 12 12 10 10 10 10 10 Возраст зачисления 9-10 10-11 11-12 12-13 13-14 14-15 15-16 16-18 НП – 1 НП – 2 НП – 3 УТГ – 1 УТГ – 2 УТГ – 3 УТГ – 4 УТГ – 5 БОКС Этап подготовки НП – 1 НП – 2 НП – 3 УТГ – 1 УТГ – 2 УТГ – 3 УТГ – 4 УТГ – 5 ГРЕКО-РИМСКАЯ БОРЬБА Этап подготовки Количество часов в неделю НП – 1 4,5 НП – 2 6 НП – 3 8 НП – 4 8 УТГ – 1 10 УТГ – 2 12 УТГ – 3 12 УТГ – 4 16 Количество человек в группе 10 10 10 10 8 8 8 8 Возраст зачисления 7-8 8-9 9-10 10-11 11-12 12-13 13-14 15-18 ЛЕГКАЯ АТЛЕТИКА Этап подготовки Количество часов в неделю НП – 1 5 НП – 2 6 НП – 3 8 УТГ – 1 10 УТГ – 2 12 УТГ – 3 14 УТГ – 4 16 УТГ – 5 18 Количество человек в группе 10 10 10 8 8 8 8 8 Возраст зачисления 9-10 10-11 11-12 12-13 13-14 14-15 15-16 16-18 Целью является достижение спортивных результатов на основе соблюдения спортивных и педагогических принципов в учебнотренировочном процессе в условиях многолетнего, круглогодичного и поэтапного процесса спортивной подготовки. Достижение поставленной цели предусматривает решение основных задач: оздоровительные, образовательные, воспитательные, спортивные. Планируемые результаты освоения программы представляют собой систему ожидаемых результатов освоения обучающими всех компонентов учебнотренировочного и соревновательного процессов, также обеспечивает формирование личностных результатов: -овладение знаниями об индивидуальных особенностях физического развития и уровня физической подготовленности, о соответствии их возрастным нормативам, об особенностях индивидуального здоровья и о функциональных возможностях организма, способах профилактики перетренированности (недотренированности), перенапряжения; -овладение знаниями и навыками инструкторской деятельности и судейской практики; -умение планировать режим дня, обеспечивать оптимальное сочетание нагрузки и отдыха, соблюдать правила безопасности и содержать в порядке спортивный инвентарь, оборудование, спортивную одежду, осуществлять подготовку спортивного инвентаря к учебно-тренировочным занятиям и спортивным соревнованиям; -умение анализировать и творчески применять полученные знания в самостоятельных занятиях, находить адекватные способы поведения и взаимодействия в соревновательный период; -развитие понимания о здоровье, как о важнейшем условии саморазвития и самореализации человека, умение добросовестно выполнять задания тренерапреподавателя, осознанно стремиться к освоению новых знаний и умений, умение организовывать места тренировочных занятий и обеспечивать их безопасность, ориентирование на определение будущей профессии, приобретение навыков по участию в спортивных соревнованиях различного уровня. Характерным является постепенное увеличение количества учебных часов, рост объема и интенсивности физических нагрузок. Целенаправленно осуществляется работа по совершенствованию техники и тактики. Происходит повышение уровня разносторонней физической и функциональной подготовки, приобретение соревновательного опыта путем участия в соревнованиях. Совершенствуется техника и развитие специальных физических качеств, формируется спортивная мотивация, формируются навыки адаптации к жизни в обществе, профессиональной ориентации, происходит подготовка к поступлению в профессиональные образовательные организации и образовательные организации высшего образования, реализующие основные образовательные программы среднего профессионального и высшего образования по укрупненным группам специальностей и направлений подготовки в сфере образования и педагогики, в области физической культуры и спорта; идет отбор одаренных детей, создаются условия для их физического воспитания и физического развития, укрепления здоровья. Ведется подготовка обучающихся к освоению этапов спортивной подготовки. Обучающийся имеет право на обучение в рамках самостоятельной (внеаудиторной) работы, по индивидуальному учебному плану, в том числе на ускоренное обучение в пределах осваиваемой образовательной программы в порядке, установленном локальными нормативными актами. На всех уровнях сложности перевод учащихся в группу следующего года обучения производится на основании выполнения нормативных показателей комплекса контрольных упражнений освоения образовательной программы. На основании Федерального стандарты спортивной подготовки по видам спорта (утвержденные в рамках реализации федерального закона от 30.04.2021 № 127-ФЗ «О внесении изменений в Федеральный закон «О физической культуре и спорте в Российской Федерации» и Федеральный закон «Об образовании в Российской Федерации» установлены объемы образовательной деятельности по видам спорта бокс, греко-римская борьба, футбол, легкая атлетика, лыжные гонки, в зависимости от года обучения. 2.1.1. Годовой учебный план базового уровня сложности на 52 недели Годовой учебно-тренировочный план образовательной программы спортивной подготовки по виду спорта бокс Этапы и годы подготовки Этап начальной подготовки № п/п Виды подготовки и иные мероприятия НП-1 5 1. 2. 3. 4. 5. 6. 7. 8. 9. 10. 11. 12. 13 Общая физическая подготовка Специальная физическая подготовка Участие в спортивных соревнованиях Техническая подготовка Тактическая подготовка Теоретическая подготовка Психологическая подготовка Контрольные мероприятия (тестирование и контроль) Инструкторская практика Судейская практика Медицинские, медико-биологические мероприятия Восстановительныемероприятия Самоподготовка Общее количество часов в год 92 36 65 10 9 9 НП-2 НП-3 Учебно-тренировочный этап (этап спортивной специализации) УТ-1 УТ-2 УТ-3 УТ-4 УТ-5 Этап совершенствова ния спортивного мастерства Этап высшего спортивного мастерства ССМ ВСМ Недельная нагрузка в часах 6 8 12 14 14 16 18 20 24 Максимальная продолжительность одного учебно-тренировочного занятия в часах 2 3 4 4 Наполняемость групп (человек) 10 8 4 1 83 86 107 132 132 90 101 96 17 47 63 100 117 117 142 160 176 225 15 17 17 25 28 32 38 100 145 218 254 254 274 308 322 374 17 32 33 35 35 70 80 108 164 10 15 18 20 20 40 45 60 80 10 15 18 20 20 40 45 60 80 3 3 4 8 10 10 10 11 13 30 - - - 9 9 10 10 10 10 11 11 12 12 12 12 13 13 3 3 4 8 9 9 10 11 13 30 3 30 260 3 36 312 4 48 416 9 72 624 10 84 728 10 84 728 13 96 832 15 108 936 16 120 1040 40 144 1248 Этапы и годы подготовки Этап Этап высшего Учебно-тренировочный совершенствован спортивного Этап начальнойподготовки этап(этап спортивной ия спортивного мастерства специализации) мастерства №п/п Виды подготовки и иные мероприятия 1. 2. 3. 4. 5. 6. 7. 9. 10. Общая физическая подготовка Специальная физическая подготовка Участие в спортивных соревнованиях Техническая подготовка Тактическая подготовка Теоретическая подготовка Психологическая подготовка Контрольные мероприятия (тестирование и контроль) Инструкторская практика Судейская практика 11. Медицинские, медико-биологические мероприятия 8. 12. 13 Восстановительныемероприятия Самоподготовка Общее количество часов в год НП-1 НП-2 НП-3 НП-4 УТ-1 УТ-2 УТ-3 УТ-4 ССМ ВСМ Недельная нагрузка в часах 5 6 8 8 10 12 12 16 20 24 Максимальная продолжительность одного учебно-тренировочного занятия в часах 2 3 4 Наполняемость групп (человек) 10 8 4 2 142 153 172 172 194 212 212 212 173 142 40 50 67 67 83 100 100 150 208 287 11 13 13 25 62 75 14 19 41 41 52 82 82 125 125 150 16 21 35 35 45 60 60 60 120 150 6 10 18 18 22 23 23 41 70 100 6 10 18 18 22 23 23 40 70 100 2 4 5 5 6 9 9 25 20 20 - - - - 5 5 6 7 6 7 6 7 15 15 13 12 2 4 5 5 6 7 7 15 20 20 2 30 260 5 36 312 7 48 416 7 48 416 9 60 520 10 72 624 10 72 624 30 96 832 22 120 1040 35 144 1248 Годовой учебно-тренировочный план образовательной программы спортивной подготовки по виду спорта греко-римская борьба Годовой учебно-тренировочный план по виду спорта лыжные гонки Этапы и годы подготовки Этап начальной подготовки Учебно-тренировочный этап (этап спортивной специализации) НП-1 НП-2 НП-3 УТ-1 № п/п 1. 2. 3. 4. 5. 6. 7. 8. 9. 10. 11. Виды подготовки и иные мероприятия Общая физическая подготовка Специальная физическая подготовка Участие в спортивных соревнованиях Техническая подготовка Тактическая подготовка Теоретическая подготовка Психологическая подготовка Контрольные мероприятия (тестирование и контроль) Инструкторская практика Судейская практика Медицинские, медико-биологические мероприятия УТ-2 УТ-3 УТ-4 УТ-5 Этап Этап высшего совершенст спортивно вования го спортивного мастерства мастерства 5 6 8 10 Недельная нагрузка в часах 14 16 16 18 1 1 3 3 4 6 6 12 14 23 - - - 3 7 12 12 18 11 25 - - - 2 7 12 12 18 10 25 1 1 3 3 4 6 6 12 14 23 24 Максимальная продолжительность одного учебно-тренировочного занятия в часах 2 3 4 4 Наполняемость групп (человек) 12 10 4 2 135 158 176 197 231 164 164 174 222 92 47 78 116 145 218 299 299 300 364 474 3 3 8 10 73 91 91 112 125 200 39 31 50 83 73 91 91 112 104 125 1 1 3 3 7 14 14 17 14 21 1 1 3 4 7 14 14 15 14 21 1 1 3 3 7 14 14 15 14 21 20 12. Восстановительныемероприятия 1 1 3 4 6 13 13 23 14 54 13 Самоподготовка 30 36 48 60 84 96 96 108 120 144 Общее количество часов в год 260 312 416 520 728 832 832 936 1040 1248 № п/п Годовой учебно-тренировочный план по виду спорта легкая атлетика Этапы и годы подготовки Этап начальной Учебно-тренировочный Этап Этап высшего подготовки этап(этап спортивной совершенствова спортивного специализации) ния мастерства спортивного мастерства НП НП УТ УТ УТ УТ УТ НП-1 ССМ ВСМ Виды подготовки и иные мероприятия 2 3 1 2 3 4 5 Недельная нагрузка в часах 5 6 8 10 12 14 16 18 20-24 24-32 Максимальная продолжительность одного учебно-тренировочного занятия в часах 2 132 52 31 4 4 4 1 - 9-12 150 65 3 40 5 5 5 1 - 163 92 8 66 10 10 10 3 - 168 120 10 104 12 12 12 4 5 10. Судейская практика - - - 5 9 14 21 23 50-84 84-100 11. Медицинские, медико-биологические мероприятия 12. Восстановительныемероприятия 13 Самоподготовка 1 1 3 4 6 10 11 12 6-24 24-24 1 30 260 1 36 312 3 48 416 4 60 520 6 10 11 72 84 96 624 728 832 12 108 936 64-90 100-120 1040-1248 90-150 120-160 1248-1664 1. 2. 3. 4. 5. 6. 7. 8. 9. Общая физическая подготовка Специальная физическая подготовка Участие в спортивных соревнованиях Техническая подготовка Тактическая подготовка Теоретическая подготовка Психологическая подготовка Контрольные мероприятия (тестирование и контроль) Инструкторская практика Общее количество часов в год 2 3 3 3 3 3 4 Наполняемость групп (человек) 12-14 15-16 185 192 150 168 80-100 137 153 204 236 80-70 19 29 33 45 160-180 124 146 208 225 190-210 17 22 22 24 140-150 17 22 22 24 10-10 17 22 22 24 90-100 6 10 11 12 20-30 9 14 21 23 50-80 4 2 17-18 80-100 50-50 180-210 240-360 180-270 10-10 90-100 20-30 80-100 Годовой учебно-тренировочный план спортивной подготовки по виду спорта футбол Этапы и годы подготовки Этап начальной подготовки НП-1 №п/п НП-2 НП-3 Учебно-тренировочный этап(этап спортивной специализации) УТ-1 Виды подготовки и иные мероприятия 5 6 8 10 УТ-2 УТ-3 УТ-4 УТ-5 Недельная нагрузка в часах 12 12 14 16 Этап Этап совершенствова высшего ния спортивного спортивного мастерства мастерства 18 20 Максимальная продолжительность одного учебно-тренировочного занятия в часах 2 16 41 3 Наполняемость групп (человек) 12 38 38 56 50 4 4 6 31 4 30 1. Общая физическая подготовка 20 14 18 2. Специальная физическая подготовка - - - 36 45 45 65 76 84 93 3. Участие в спортивных соревнованиях - - - 36 45 45 50 60 93 93 4. Техническая подготовка 117 140 186 182 213 213 131 146 337 332 5. Тактическая подготовка 42 45 55 60 63 63 120 130 60 90 6. 7. Теоретическая подготовка Психологическая подготовка Контрольные мероприятия (тестирование и контроль) 29 15 44 20 55 35 40 40 63 50 63 50 80 70 90 80 60 60 90 90 2 3 6 5 8 8 22 30 25 27 9. Инструкторская практика - - - 5 6 6 7 12 14 10 10. - - - 5 6 6 7 12 14 10 2 3 5 5 7 7 10 15 25 27 12. Судейская практика Медицинские, медико-биологические мероприятия Восстановительныемероприятия 3 3 10 5 8 8 26 35 25 28 13 Самоподготовка 30 36 48 60 72 72 84 96 108 120 260 312 416 520 624 624 728 832 936 1040 8. 11. Общее количество часов в год Аттестация Текущий контроль успеваемости - форма педагогического контроля спортивной формы учащихся, выполнения ими учебных программ по видам спорта в период обучения. Текущий контроль осуществляется тренером-преподавателем, реализующим дополнительные образовательные программы спортивной подготовки в области физической культуры и спорта: - в рамках одного тренировочного занятия; - в рамках нескольких тренировочных занятий (при тематическом контроле); - в течение года (при осуществлении мониторинга - отслеживания динамики развития физических качеств и/или технических, техникотактических умений и навыков). Промежуточная аттестация – форма педагогического контроля динамики спортивной формы и прогнозирования спортивных достижений учащихся. Промежуточная и итоговая аттестации учащихся является неотъемлемой частью образовательного процесса, так как позволяет оценить реальную результативность тренировочной деятельности. Промежуточная аттестация для перевода на следующий этап осуществляется один раз в год. Срок проведении: октябрь-ноябрь текущего года. Форма промежуточной аттестации – контрольно-переводные испытания (выполнение контрольно-переводных нормативов), разработаны в соответствии с федеральным стандартом спортивной подготовки. По итогам промежуточной аттестации директором издается приказ о переводе на следующий этап обучения обучающихся, выполнивших контрольнопереводные требования. Обучающиеся, не освоившие образовательные программы по болезни или по другой уважительной причине, могут быть оставлены на прежнем этапе обучения или решением педагогического совета переведены на следующий этап подготовки. Итоговая аттестация - форма оценки степени и уровня освоения учащимися образовательной программы. Самостоятельная работа В процессе реализации учебного плана допускается самостоятельная работа обучающихся в пределах 10% от общего учебного плана (согласно Положения о порядке организации самостоятельной (внеаудиторной) работы обучающихся в рамках реализации дополнительных образовательных и общеразвивающих программ спортивной подготовки в области физической культура и спорта). Учебный план для общеразвивающих программ спортивной подготовки Последовательность обучения. Учебный план включает спортивно – оздоровительный этап (весь период). 2.2. Учебный план для обучения по общеразвивающим программам спортивной подготовки разрабатывается из расчета 52 недели. Из них 46 недель занятий непосредственно в условиях спортивной школы, 6 недель самостоятельной работы по индивидуальным планам разработанный тренеромпреподавателем. Трудоемкость и распределение по периодам обучения. Образовательный процесс происходит в группах СО – от 1 до 4 часов недельной нагрузки, период обучения 1 год. Обучающийся имеет право на обучение в рамках самостоятельной (внеаудиторной) работы, по индивидуальному учебному плану, в том числе на ускоренное обучение в пределах осваиваемой образовательной программы в порядке, установленном локальными нормативными актами. Характеристика содержания образовательной деятельности по общеразвивающим программам спортивной подготовки. Содержание образовательных программ обеспечивает возможность занятий по программе всем детям независимо от способностей и уровня общего развития. На обучение по общеразвивающим программам спортивной подготовки принимаются обучающиеся в течение всего календарного года без проведения индивидуального отбора. Самостоятельная работа Самостоятельная работа обучающихся в пределах 10% от общего учебного плана (согласно Положения о порядке организации самостоятельной (внеаудиторной) работы обучающихся и обучения по индивидуальному учебному плану в рамках реализации дополнительных общеразвивающих программ спортивной подготовки). 3. Календарный учебный график Годовой календарный учебный график разработан в соответствии с санитарно-эпидемиологическими требованиями к устройству, содержанию и организации режима работы образовательных организаций дополнительного образования детей (СанПиН 2.4.4.3172-14). Начало учебного года 01.01.2024 года. Окончание учебного года: 31.12.2024 года Промежуточная аттестация: октябрь-ноябрь 2024г. Продолжительность учебной недели – шестидневная рабочая неделя с одним выходным днем (в зависимости от учебной нагрузки по видам спорта и уровням сложности). Начало тренировочных занятий – согласно расписания. Расписание занятий утверждается директором МБУ ДО «СШ ГОР» по представлению педагогических работников с учётом пожеланий учащихся (их законных представителей), возрастных особенностей учащихся и установленных санитарно – гигиенических норм. Занятия учащихся в период школьных каникул проводятся в соответствии с утвержденным расписанием, планом работы МБУ ДО «СШ ГОР» на период каникул в форме тренировочных занятий, физкультурно-оздоровительных, спортивно-массовых, досуговых мероприятий, участие в тренировочных сборах, самостоятельная работа учащихся по индивидуальным планам подготовки. Календарный учебный график МБУ ДО «СШ ГОР» янв-рь фев-ль март апр-ль май июнь июль август сент. окт-рь ноя-рь дек-рь Часы работы Реализация дополнительных образовательных программ спортивной подготовки по олимпийским видам спорта Легкая атлетика (тренерпреподаватель Малышев С.А) Легкая атлетика (тренерпреподаватель Гаташ Я.С.) начальная подготовка 2 год обучения учебнотренировочный этап 1 год обучения учебнотренировочный этап 3 год обучения начальная подготовка 2 год обучения начальная подготовка 2 год обучения начальная подготовка 2 год обучения 26 26 26 26 26 26 26 26 26 26 26 26 312 42 42 42 44 42 44 44 44 44 44 44 44 520 57 61 61 61 61 61 61 61 61 61 61 61 728 26 26 26 26 26 26 26 26 26 26 26 26 312 26 26 26 26 26 26 26 26 26 26 26 26 312 26 26 26 26 26 26 26 26 26 26 26 26 312 Реализация дополнительных образовательных программ спортивной подготовки по олимпийским видам спорта Лыжные гонки (тренерпреподаватель Жукова Е.А.) начальная подготовка 2 год обучения 26 26 26 26 26 26 26 26 26 26 26 26 312 учебнотренировочный этап 2 года обучения 57 61 61 61 61 61 61 61 61 61 61 61 728 учебнотренировочный этап 3 года обучения 70 70 70 69 69 69 69 69 69 69 69 70 832 Реализация дополнительных образовательных программ спортивной подготовки по олимпийским видам спорта Бокс (тренерпреподаватель Могольников А.В.) начальная подготовка 1 год обучения 20 20 22 22 22 22 22 22 22 22 22 22 260 начальная подготовка 2 год обучения 26 26 26 26 26 26 26 26 26 26 26 26 312 начальная подготовка 3 год обучения 33 33 35 35 35 35 35 35 35 35 35 35 416 Реализация дополнительных образовательных программ спортивной подготовки по олимпийским видам спорта Греко-римская борьба (тренерпреподаватель Лукьянов А.В.) начальная подготовка 1 год обучения 20 20 22 22 22 22 22 22 22 22 22 22 260 начальная подготовка 2 год обучения 26 26 26 26 26 26 26 26 26 26 26 26 312 начальная подготовка 3 год обучения 33 33 35 35 35 35 35 35 35 35 35 35 416 Реализация дополнительных образовательных программ спортивной подготовки по олимпийским видам спорта Футбол (тренерпреподаватель Плотников А.В.) Футбол (тренерпреподаватель Баранов М.В.) начальная подготовка 1 года обучения учебнотренировочный этап 1 года обучения учебнотренировочный этап 1 года обучения учебнотренировочный этап 2 года обучения 20 20 22 22 22 22 22 22 22 22 22 22 260 42 42 42 44 42 44 44 44 44 44 44 44 520 42 42 42 44 42 44 44 44 44 44 44 44 520 52 52 52 52 52 52 52 52 52 52 52 52 624 начальная подготовка 3 года обучения 33 33 35 35 35 35 35 35 35 35 35 35 416 учебнотренировочный этап 1 42 42 42 44 42 44 44 44 44 44 44 44 520 года обучения учебнотренировочный этап 3 года обучения 52 52 52 52 52 52 52 52 52 52 52 52 624 Реализация дополнительных образовательных общеразвивающих программ спортивной подготовки по олимпийским видам спорта Футбол (тренерпреподаватель Баранов М.В.) Бокс (тренерпреподаватель Могольников А.В.) Спортивнооздоровительный этап 17 17 17 17 17 17 17 17 17 17 19 19 208 Спортивнооздоровительный этап 17 17 17 17 17 17 17 17 17 17 19 19 208 4.Система оценки достижения планируемых результатов освоения реализуемых дополнительных образовательных программ спортивной подготовки в области физической культуры и спорта. Формы аттестации. Критериями оценки достижения планируемых результатов освоения реализуемых дополнительных образовательных программ спортивной подготовки являются нормативные требования, которые являются обязательной составляющей системы управления спортивной тренировкой. Нормативные требования определяются положением о порядке приема, перевода и отчисления обучающихся МБУ ДО «СШ ГОР» и контрольнопереводными нормативами по видам спорта. Аттестация учащихся представляет собой оценку качества усвоения содержания конкретных дополнительных образовательных программам спортивной подготовки и рассматривается педагогическим коллективом как неотъемлемая часть образовательного процесса, позволяющая всем участникам оценить реальную результативность их совместной деятельности. Аттестация может быть промежуточной или итоговой, цель которой выявление уровня освоения учащимися программ дополнительного образования и их соответствия, прогнозируемых результатам дополнительных образовательных программам спортивной подготовки. Задачи аттестации: - развитие социально-позитивных мотивов познавательной деятельности учащихся на основе изучения их способностей и интересов; - определение уровня теоретической подготовки учащихся; - выявление степени сформированности практических умений и навыков в выбранном учащимися виде спорта; - анализ полноты освоения дополнительной образовательной программы спортивной подготовки; - соотнесение прогнозируемых результатов дополнительной образовательной программы спортивной подготовки и реальных результатов тренировочного процесса; - выявление причин, способствующих или препятствующих реализации дополнительной образовательной программы спортивной подготовки; - внесение необходимых корректив в содержание и методику образовательной деятельности учебных групп учреждения. Оценка качества усвоения учащимися содержания дополнительной образовательной программы спортивной подготовки определяет уровень их теоретических знаний и практических умений и навыков. Критерии оценки результатов промежуточной и итоговой аттестации: - соответствие уровня развития теоретических знаний программным требованиям; - соответствие уровня развития практических умений и навыков программным требованиям; - качество выполнения практического задания; - динамика прироста индивидуальных показателей физической подготовленности учащихся. Стартовая диагностика представляет собой процедуру оценки готовности к обучению. Стартовая диагностика проводится администрацией при поступлении ребенка в СШ и выступает как основа (точка отсчета) для оценки динамики образовательных достижений. Объектами оценки являются общая физическая и специальная физическая подготовка. Результаты стартовой диагностики являются основанием для корректировки учебных программ и индивидуализации учебной деятельности с учетом выделенных актуальных проблем, характерных для тренировочной группы в целом и индивидуально каждого обучающегося. Текущий контроль - это систематическая проверка достижений учащихся, уровня их физической подготовленности и состояния здоровья, проводимая педагогом в ходе осуществления образовательной деятельности в соответствии с образовательной программой спортивной подготовки. Проведение текущего контроля направлено на обеспечение выстраивания образовательного процесса максимально эффективным образом для достижения результатов освоения образовательных программ спортивной подготовки, предусмотренных федеральными государственными стандартом. Текущий контроль осуществляется тренером-преподавателем, реализующим дополнительные образовательные программы спортивной подготовки: - в рамках одного тренировочного занятия; - в рамках нескольких тренировочных занятий (при тематическом контроле); - в течение года (при осуществлении мониторинга - отслеживания динамики развития физических качеств и/или технических, техникотактических умений и навыков). Основными формами текущего контроля являются: наблюдение, контрольные, тренировочные занятия, контрольные нормативы, участие в соревнованиях. Формами промежуточной аттестации являются: - сдача контрольно-переводных нормативов. Промежуточная оценка, фиксирующая достижение предметных планируемых результатов и универсальных учебных действий на уровне требований, реализуемых дополнительных образовательных программ спортивной подготовки, является основанием для перевода на следующий этап обучения и для допуска, обучающегося к итоговой аттестации. Критерий достижения/освоения учебного материала задается на уровне выполнения не менее 80% от максимального балла за выполнение нормативов, предусмотренных программой. При проведении контрольно-переводных нормативов качество подготовки обучающихся фиксируется в ведомости сдачи нормативов в виде цифровой фиксации результата выполняемого упражнения. Итоговая аттестация. Формы и сроки итоговой аттестации определяются тренерами-преподавателями на заседании тренерского совета и утверждаются приказом директора Учреждения на основании решения тренерского совета по виду спорта. Конкретный перечень контрольных нормативов и тестов, входящих в состав итоговой аттестации определяется на основании общеразвивающей программы. Формы и сроки итоговой аттестации доводятся до сведения обучающихся, их родителей (законных представителей) не позднее чем за 1 месяц до начала итоговой аттестации. Результаты мониторингов являются основанием для получения объективной информации о состоянии качества образования, тенденциях его изменения и причинах, влияющих на его уровень. Перевод обучающихся (в том числе досрочно) в группу следующего года обучения проводится решением тренерского совета на основании выполнения контрольных нормативов общей и специальной физической подготовки. Показатели реализации образовательной программы. Основными показателями реализации образовательной программы являются: Объект контроля Предмет контроля Периодичность контроля СпортивноТестирование по ОФП Не предусмотрено оздоровительные Сохранность контингента Сентябрь-декабрь-май группы Посещаемость учащихся Сентябрь-декабрь-март-май Группы начальной Тестирование по ОФП подготовки Сохранность контингента Посещаемость учащихся Январь-май Сентябрь-декабрь-май Сентябрь-декабрь-март-май Группы учебнотренировочной подготовки Январь-май Сентябрь-декабрь-май Сентябрь-декабрь-март-май В течение года Тестирование по ОФП Сохранность контингента Посещаемость учащихся Участие в соревнованиях Промежуточной и итоговой аттестации в рамках своего вида спорта подлежат все обучающиеся, кроме обучающихся спортивно-оздоровительных групп. 5. Материально-технические условия реализации образовательной программы Материально-технические условия реализации основной образовательной программы формируются с учетом: – Приказ Министерства образования и науки РФ от 9 ноября 2018 г. № 196 «Об утверждении Порядка организации и осуществления образовательной деятельности по дополнительным образовательным программам спортивной подготовки», – Федеральные стандарты спортивной подготовки по видам спорта (утвержденные в рамках реализации федерального закона от 30.04.2021 № 127-ФЗ «О внесении изменений в Федеральный закон «О физической культуре и спорте в Российской Федерации» и Федеральный закон «Об образовании в Российской Федерации» – Положения о лицензировании образовательной деятельности, утвержденного постановлением Правительства Российской Федерации от 28 октября 2013 г. № 966; – Санитарно-эпидемиологических правил и нормативов СанПиН 2.4.4.3172-14 «Санитарно-эпидемиологические требования к устройству, содержанию и организации режима работы образовательных организаций дополнительного образования детей», утвержденных постановлением Главного государственного санитарного врача Российской Федерации от 04 июля 2014 г. № 41; – Концепции развития дополнительного образования детей, утвержденной Распоряжением Правительства Российской Федерации от 4.09.2014 г. № 1726-р; – иных действующих федеральных/региональных/муниципальных/ локальных нормативных актов и рекомендаций. Здания СШ, набор и размещение помещений для осуществления образовательной деятельности, активной деятельности, отдыха и медицинского обслуживания обучающихся, их площадь, освещенность и воздушно-тепловой режим, расположение и размеры рабочих, учебных зон и зон для индивидуальных занятий соответствуют государственным санитарноэпидемиологическим правилам и нормативам, обеспечивают возможность безопасной и комфортной организации всех видов урочной и внеурочной деятельности для всех ее участников. В образовательной организации выделяются и оборудуются помещения для реализации образовательной деятельности обучающихся, административной и хозяйственной деятельности. Выделение (назначение) помещений осуществляется с учетом ОП, ее специализации (выбранных профилей) и программы развития, а также иных особенностей реализуемой основной образовательной программы. В СШ предусмотрены: – спортивные залы, спортивные сооружения; – административные и иные помещения, оснащенные необходимым – – – – – – – – – – оборудованием; раздевалки, санузлы, места личной гигиены; участок (территория) с необходимым набором оборудованных зон; полные комплекты технического оснащения и оборудования, включая расходные материалы, обеспечивающие изучение предметных областей; мебель, офисное оснащение и хозяйственный инвентарь. Материально-техническое оснащение образовательной деятельности обеспечивает следующие ключевые возможности: реализацию индивидуальных учебных планов обучающихся, осуществления ими самостоятельной познавательной деятельности; физическое развитие, систематические занятия физической культурой и спортом, участие в физкультурно-спортивных и оздоровительных мероприятиях; индивидуальную и групповую деятельность, планирование образовательной деятельности, фиксацию его реализации в целом и на отдельных этапах, выявление и фиксирование динамики промежуточных и итоговых результатов; проведение спортивно-массовых мероприятий, собраний, представлений, организацию досуга и общения обучающихся, группового просмотра кино- и видеоматериалов; маркетинг образовательных услуг и работу школьных медиа (работа сайта образовательной организации, представление школы в социальных сетях и пр.); организацию медицинского обслуживания и отдыха обучающихся и педагогических работников.