Пояснительная записка к учебному плану Учебный план является документом, регламентирующим организацию образовательного процесса МБУ ДО «Спортивная школа городского округа Ревда» и нацелен на: 1. Обеспечение равных возможностей для занятий физической культурой и спортом подрастающего поколения вне зависимости от доходов и благосостояния семьи. 2. Формирование у детей потребности в здоровом образе жизни, осуществление гармоничного развития личности. Воспитание ответственности и профессионального самоопределения в соответствии с индивидуальными способностями обучающихся. 3.Обеспечение реализации дополнительных образовательных и общеразвивающих программ спортивной подготовки в области физической культуры и спорта в интересах личности, общества по различным видам спорта, направленных на физическую и специальную подготовку занимающихся, развитие их способностей в избранном виде спорта. Учебный план отражает специфику СШ, реализуя спортивную направленность в индивидуальном и игровом виде спорта. Учебный план разработан в соответствии с: - Федеральный закон от 30.04.2021 № 127-ФЗ «О внесении изменений в Федеральный закон «О физической культуре и спорте в Российской Федерации». - Федеральным законом от 29.12.2012 N 273-ФЗ "Об образовании в Российской Федерации", на основании Нормативно-правовых основ, регулирующих деятельность учреждений дополнительного образования спортивной направленности, расположенных на территории Российской Федерации; - Приказ Министерства спорта Российской Федерации от 07.07.2022 № 579 "Об утверждении порядка разработки и утверждения примерных дополнительных образовательных программ спортивной подготовки". - Постановления Главного государственного санитарного врача РФ от 4 июля 2014 г. №41 «Об утверждении СанПиН 2.4.4.3172-14 "Санитарно-эпидемиологические требования к устройству, содержанию и организации режима работы образовательных организаций дополнительного образования детей", - Уставом МБУ ДО «СШ ГОР». Спортивная школа - учреждение дополнительного образования, основной деятельностью которого является физическая и спортивная подготовка детей и подростков. Их личностное развитие. По способу организации деятельности и оценке ее результатов учреждение, работает по государственным, образовательным и общеразвивающим программам спортивной подготовки с обязательными занятиями. Спортивная школа осуществляет образовательную деятельность спортивной направленности. Физкультурное направление реализуется в таких формах, как физическое воспитание (связанное с освоением физических и духовных сил человека) и двигательная реабилитация (восстановление). Задачами этого направления является: привлечение максимально возможного числа детей и подростков к систематическим занятиям спортом, направленным на развитие личности, утверждение здорового образа жизни, воспитание физических, морально - волевых и этических качеств. Спортивное направление реализуется по образовательным программам спортивной подготовки видов спорта: легкая атлетика, футбол, бокс, лыжные гонки, греко-римская борьба. Перед этими направлениями стоят задачи: - формирование у обучающихся необходимых теоретических знаний в избранном виде спорта; - укрепление здоровья; -развитие физических (двигательных) способностей и повышение роста спортивных результатов с учетом индивидуальных особенностей обучающихся и требований программ по видам спорта; - профилактика вредных привычек и правонарушений. Содержание учебной и воспитательной деятельности в СШ соответствует основным направлениям федеральной и региональной политики в области физкультуры и спорта, интересам обучающихся, социальному заказу общества и родителей. Стратегия образовательной деятельности направлена на создание условий для развития личности, способной к социализации в современном обществе, для разностороннего физического развития детей, удовлетворения их интересов, самообразования и творчества, труда, профессионального самоопределения, разумного содержательного отдыха. Образовательный процесс обеспечивает обучающимся свободу выбора вида деятельности с учетом собственных интересов и склонностей на основе преемственности, вариативности, интегрированности. Содержание программ дополнительного образования разно уровневое, учитывает психолого-физиологические особенности детей разных возрастных групп. Образовательный процесс ориентируется на социальные, практико-ориентированные и здоровье сберегающие педагогические технологии, поэтому, активно развивается система социального партнерства и взаимодействия с различными образовательными учреждениями и организациями. В СШ реализуются 5 образовательных программ спортивной подготовки и 2 общеразвивающие программы спортивной направленности. Характеристика структуры учебного плана Продолжительность учебного года – 52 недели из них 46 недель учебных и 6 недель самостоятельная работа по индивидуальному плану. Продолжительность учебной недели – 6 дней. Учебно-тренировочные занятия проводятся с 08.00 – 20.00 В нерабочие праздничные дни учебно-тренировочные занятия проводятся согласно расписанию и календарному плану спортивно-массовых мероприятий. Учебно-тренировочные занятия проводятся в соответствии с расписанием утвержденным директором школы. Продолжительность одного тренировочного занятия не может превышать: на этапе начальной подготовки – 2 часов; на тренировочном этапе (этапе спортивной специализации) - 3 академических часов. Допускается объединение нескольких групп в одну либо проведение тренировочных занятий одновременно с занимающимися из разных групп, при соблюдении следующих условий: разница в уровне подготовки занимающихся не превышает двух спортивных разрядов и (или) спортивных званий; не превышена единовременная пропускная способность спортивного сооружения; не превышен максимальный количественный состав объединенной группы. Зачисление и перевод на этапы подготовки, начиная с этапа начальной подготовки второго года обучения, осуществляется на основании сдачи спортсменами контрольнопереводных нормативов. В МБУ ДО «СШ ГОР» зачисляются дети: легкая атлетика – с 9 лет греко-римская борьба – с 7 лет футбол – с 7 лет лыжные гонки – с 9 лет бокс - с 9 лет В МБУ ДО «СШ ГОР» занимаются дети от 7 до 18 лет. Учебный год начинается 1 января текущего года. Прием на обучение по дополнительным образовательным программам спортивной подготовки в области физической культуры и спорта проводится на основании результатов индивидуального отбора, проводимого в целях выявления лиц, имеющих необходимые для освоения соответствующей образовательной программы способности в области физической культуры и спорта. Набор (индивидуальный отбор) занимающихся осуществляется ежегодно в группы спортивной подготовки не позднее 20 декабря текущего года, программы реализуются в течение всего календарного года, включая каникулярное время. СШ по результатам индивидуального отбора лиц и реализации дополнительных образовательных программ спортивной подготовки распределяет контингент занимающихся по программам подготовки и учащихся по каждому избранному виду спорта в соответствии с муниципальным заданием. Перевод обучающихся на этап (период) реализации образовательной программы осуществляется на основании результатов промежуточной аттестации и с учетом результатов их выступления на официальных спортивных соревнованиях по избранному виду спорта. Занимающиеся, успешно проходящие спортивную подготовку выполняющие минимальные требования программы спортивной подготовки, до окончания освоения данной программы на соответствующем этапе спортивной подготовки не могут быть отчислены из спортивной школы по возрастному критерию. Зачисление учащихся осуществляется приказом директора. Необходимые документы для приема: - заявления родителей (законных представителей); - медицинские документы (справка), подтверждающие отсутствие у поступающего противопоказаний для освоения образовательной программы спортивной подготовки в области физической культуры и спорта; - копия свидетельства о рождении или паспорта (при наличии); - согласие на обработку персональных данных; - согласие на участие ребенка в соревнованиях. Процесс многолетней спортивной тренировки включает в себя этапы и периоды подготовки: - этап спортивно-оздоровительный – 1 год; – этап начальной подготовки 3-4 года; – учебно-тренировочный этап УТГ – 1,2,3,4,5 года. Учебный план СШ предусматривает динамику роста спортивных результатов при переходе от одного этапа подготовки к следующему и основывается на следующих показателях: -возраст занимающихся; -год занятий в школе; -спортивный разряд; - количество занятий и учебных часов в неделю. Организационные формы занятий: распределение времени на основные разделы программы по годам обучения и в соответствии с этапами многолетней подготовки. Организационная структура многолетней спортивной подготовки основывается на реализации этапов начальной подготовки и учебно-тренировочного этапа. Учебные группы формируются как из вновь зачисленных в СШ обучающихся, так и из обучающихся, не имеющих по каким-либо причинам возможности продолжать занятия на других этапах подготовки, но желающих заниматься избранным видом спорта. Основными задачами являются: расширение двигательных возможностей, обучающихся; формирование и совершенствование жизненно-важных двигательных умений и навыков; компенсация дефицита двигательной активности детей; формирование потребности к ведению здорового образа жизни; освоение доступных тренировочных нагрузок; накопление соревновательного опыта в избранном виде спорта; формирование доступного арсенала приёмов ведения тактической борьбы. Объем дополнительной образовательной программы спортивной подготовки по виду спорта бокс Этапы и годы спортивной подготовки Этапный норматив Этап начальной подготовки До года Свыше года Учебнотренировочный этап (этап спортивной специализации) Свыше До трех трех лет лет Этап совершенствования спортивного мастерства Этап высшего спортивного мастерства Для спортивной дисциплины «бокс» Количество часов в неделю Общее количество часов в год НП 1-5 НП2-6 НП3-8 234-312 312-416 УТ1 – 12 УТ2 - 14 УТ3 – 14 УТ4 – 16 УТ5 - 18 624-728 728-832-936 20-24 24-32 1040-1248 1248-1664 Годовой учебно-тренировочный план образовательной программы спортивной подготовки по виду спорта бокс Этапы и годы подготовки Этап начальной подготовки № п/п Виды подготовки и иные мероприятия НП-1 5 1. 2. 3. 4. 5. 6. 7. 8. 9. 10. 11. 12. 13 Общая физическая подготовка Специальная физическая подготовка Участие в спортивных соревнованиях Техническая подготовка Тактическая подготовка Теоретическая подготовка Психологическая подготовка Контрольные мероприятия (тестирование и контроль) Инструкторская практика Судейская практика Медицинские, медико-биологические мероприятия Восстановительныемероприятия Самоподготовка 92 36 65 10 9 9 Общее количество часов в год НП-2 НП-3 Учебно-тренировочный этап (этап спортивной специализации) УТ-1 УТ-2 УТ-3 УТ-4 Этап совершенствова ния спортивного мастерства Этап высшего спортивного мастерства УТ-5 Недельная нагрузка в часах 6 8 12 14 14 16 18 20 24 Максимальная продолжительность одного учебно-тренировочного занятия в часах 2 3 4 4 Наполняемость групп (человек) 10 8 4 1 83 86 107 132 132 90 101 96 17 47 63 100 117 117 142 160 176 225 15 17 17 25 28 32 38 100 145 218 254 254 274 308 322 374 17 32 33 35 35 70 80 108 164 10 15 18 20 20 40 45 60 80 10 15 18 20 20 40 45 60 80 3 3 4 8 10 10 10 11 13 30 - - - 9 9 10 10 10 10 11 11 12 12 12 12 13 13 3 3 4 8 9 9 10 11 13 30 3 30 3 36 4 48 9 72 10 84 10 84 13 96 15 108 16 120 40 144 260 312 416 624 728 728 832 936 1040 1248 Объем дополнительной образовательной программы спортивной подготовки о виду спорта греко-римская борьба Этапы и годы спортивной подготовки Этапный норматив Количество часов в неделю Общее количество часов в год До года Свыше года НП-1-5 НП-2-6 НП-3-8 НП-4-8 Учебнотренировочный этап (этап спортивной специализации) Свыше До трех трех лет лет УТ-1-10 УТ-2-12 УТ-4-16 УТ-3-12 260 312-416 520-624 Этап начальной подготовки 832 Этап совершенствов ания спортивного мастерства Этап высшего спортивного мастерства 20 24 1040 1248 Этапы и годы подготовки Этап начальнойподготовки № п/ п Виды подготовки и иные мероприятия НП-1 НП-3 4 5 5 6 9 9 25 20 20 - - - 5 6 6 6 15 13 - - - - 5 7 7 7 15 12 2 4 5 5 6 7 7 15 20 20 2 30 5 36 7 48 7 48 9 60 10 72 10 72 30 96 22 120 35 144 260 312 416 416 520 624 624 832 1040 1248 2 8. 9. 10. 11. 12. 13 10 Общая физическая подготовка 142 Специальная физическая подготовка 40 Участие в спортивных соревнованиях Техническая подготовка 14 Тактическая подготовка 16 Теоретическая подготовка 6 Психологическая подготовка 6 Контрольные мероприятия 2 (тестирование и контроль) Инструкторская практика Судейская практика Медицинские, медико-биологические мероприятия Восстановительныемероприятия Самоподготовка Общее количество часов в год Этап высшего спортивног о мастерства ПН-2 5 1. 2. 3. 4. 5. 6. 7. Учебно-тренировочный этап (этап спортивной специализации) Этап совершенст вования спортивног о мастерства НП-4 УТ-1 УТ-2 УТ-3 УТ-4 Недельная нагрузка в часах 6 8 8 10 12 12 16 20 24 Максимальная продолжительность одного учебно-тренировочного занятия в часах 3 4 Наполняемость групп (человек) 8 4 2 153 172 172 194 212 212 212 173 142 50 67 67 83 100 100 150 208 287 11 13 13 25 62 75 19 41 41 52 82 82 125 125 150 21 35 35 45 60 60 60 120 150 10 18 18 22 23 23 41 70 100 10 18 18 22 23 23 40 70 100 Годовой учебно-тренировочный план образовательной программы спортивной подготовки по виду спорта греко-римская борьба Объем дополнительной образовательной программы спортивной подготовки по виду спорта лыжные гонки Этапы и годы спортивной подготовки Этапный норматив Этап начальной подготовки До года Свыше года Количество НП 1-5 НП 2-6 часов НП 3-8 в неделю Общее 260 312/416 количество часов в год Учебнотренировочный Этап этап совершенство Этап высшего (этап спортивной вания спортивного специализации) спортивного мастерства До Свыше мастерства двух двух лет лет УТ 1-10 УТ 3-16 20-24 24-32 УТ 2-14 УТ 4 -16 УТ 5 -18 520/728 832/832/936 1040-1248 1248-1664 Годовой учебно-тренировочный план по виду спорта лыжные гонки Этапы и годы подготовки Этап начальной подготовки Учебно-тренировочный этап (этап спортивной специализации) НП-1 НП-2 НП-3 УТ-1 № п/п 1. 2. 3. 4. 5. 6. 7. 8. 9. 10. 11. Виды подготовки и иные мероприятия Общая физическая подготовка Специальная физическая подготовка Участие в спортивных соревнованиях Техническая подготовка Тактическая подготовка Теоретическая подготовка Психологическая подготовка Контрольные мероприятия (тестирование и контроль) Инструкторская практика Судейская практика Медицинские, медико-биологические мероприятия УТ-2 УТ-3 УТ-4 УТ-5 Этап Этап высшего совершенст спортивно вования го спортивного мастерства мастерства Недельная нагрузка в часах 5 6 8 10 14 16 16 18 20 24 Максимальная продолжительность одного учебно-тренировочного занятия в часах 2 3 4 4 Наполняемость групп (человек) 12 10 4 2 135 158 176 197 231 164 164 174 222 92 47 78 116 145 218 299 299 300 364 474 3 3 8 10 73 91 91 112 125 200 39 31 50 83 73 91 91 112 104 125 1 1 3 3 7 14 14 17 14 21 1 1 3 4 7 14 14 15 14 21 1 1 3 3 7 14 14 15 14 21 1 1 3 3 4 6 6 12 14 23 - - - 3 7 12 12 18 11 25 - - - 2 7 12 12 18 10 25 1 1 3 3 4 6 6 12 14 23 12. Восстановительныемероприятия 1 1 3 4 6 13 13 23 14 54 13 Самоподготовка 30 36 48 60 84 96 96 108 120 144 Общее количество часов в год 260 312 416 520 728 832 832 936 1040 1248 Объем дополнительной образовательной программы спортивной подготовки по виду спорта легкая атлетика Этапы и годы спортивной подготовки УчебноЭтап Этап Этап тренировочный совершенство высшего Этапный начальной этап вания спортивного норматив подготовки (этап спортивной спортивного мастерства специализации) мастерства Свыше Свыше До трех До года трех года лет лет Количество НП 1-5 НП 2-6 УТ 1-10 УТ 5 -16 20-24 24-32 часов НП 3-8 УТ 2-12 УТ 6 -18 в неделю УТ 3-14 Общее 260 312/416 520/624/728 832/936 1040-1248 1248-1664 количество часов в год Годовой учебно-тренировочный план по виду спорта легкая атлетика Этапы и годы подготовки Учебно-тренировочный Этап Этап высшего этап(этап спортивной совершенствова спортивного специализации) ния мастерства спортивного мастерства НП НП УТ УТ УТ УТ УТ НП-1 ССМ ВСМ 2 3 1 2 3 4 5 Недельная нагрузка в часах 5 6 8 10 12 14 16 18 20-24 24-32 Максимальная продолжительность одного учебно-тренировочного занятия в часах Этап начальной подготовки № п/п Виды подготовки и иные мероприятия 2 2 132 52 31 4 4 4 1 - 9-12 150 65 3 40 5 5 5 1 - 163 92 8 66 10 10 10 3 - 168 120 10 104 12 12 12 4 5 10. Судейская практика - - - 5 9 14 21 23 50-84 84-100 11. Медицинские, медико-биологические мероприятия 12. Восстановительныемероприятия 13 Самоподготовка 1 1 3 4 6 10 11 12 6-24 24-24 1 30 260 1 36 312 3 48 416 4 60 520 6 10 11 72 84 96 624 728 832 12 108 936 64-90 100-120 1040-1248 90-150 120-160 1248-1664 1. 2. 3. 4. 5. 6. 7. 8. 9. Общая физическая подготовка Специальная физическая подготовка Участие в спортивных соревнованиях Техническая подготовка Тактическая подготовка Теоретическая подготовка Психологическая подготовка Контрольные мероприятия (тестирование и контроль) Инструкторская практика Общее количество часов в год 2 3 3 3 3 3 4 Наполняемость групп (человек) 12-14 15-16 185 192 150 168 80-100 137 153 204 236 80-70 19 29 33 45 160-180 124 146 208 225 190-210 17 22 22 24 140-150 17 22 22 24 10-10 17 22 22 24 90-100 6 10 11 12 20-30 9 14 21 23 50-80 4 17-18 80-100 50-50 180-210 240-360 180-270 10-10 90-100 20-30 80-100 Объем дополнительной образовательной программы спортивной подготовки по виду спорта футбол Этапы и годы спортивной подготовки Этапный норматив Этап начальной подготовки До года Свыше года Количество НП1- 5 НП2-6 часов НП3-8 в неделю Общее 260 312-416 количество часов в год Учебнотренировочный Этап этап совершенство Этап высшего (этап спортивной вания спортивного специализации) спортивного мастерства Свыше мастерства До трех трех лет лет УТ1-10 УТ3-12 16-18 18-24 УТ2-12 УТ4-14 УТ5-16 520-624 624-728-832 832-936 936-1248 Годовой учебно-тренировочный план спортивной подготовки по виду спорта футбол Этапы и годы подготовки №п/п Этап начальной подготовки Учебно-тренировочный этап(этап спортивной специализации) НП-1 НП-2 УТ-1 УТ-2 10 12 НП-3 Виды подготовки и иные мероприятия УТ-3 УТ-4 УТ-5 Этап совершенствов ания спортивного мастерства Этап высшего спортивног о мастерства Недельная нагрузка в часах 5 6 8 12 14 16 18 20 Максимальная продолжительность одного учебно-тренировочного занятия в часах 2 3 4 4 4 30 Наполняемость групп (человек) 14 1. Общая физическая подготовка 20 18 16 41 38 38 56 50 6 31 2. Специальная физическая подготовка - - - 36 45 45 65 76 84 93 3. Участие в спортивных соревнованиях - - - 36 45 45 50 60 93 93 4. Техническая подготовка 117 140 186 182 213 213 131 146 337 332 5. Тактическая подготовка 42 45 55 60 63 63 120 130 60 90 6. 7. Теоретическая подготовка Психологическая подготовка Контрольные мероприятия (тестирование и контроль) 29 15 44 20 55 35 40 40 63 50 63 50 80 70 90 80 60 60 90 90 2 3 6 5 8 8 22 30 25 27 9. Инструкторская практика - - - 5 6 6 7 12 14 10 10. - - - 5 6 6 7 12 14 10 2 3 5 5 7 7 10 15 25 27 12. Судейская практика Медицинские, медико-биологические мероприятия Восстановительныемероприятия 3 3 10 5 8 8 26 35 25 28 13 Самоподготовка 30 36 48 60 72 72 84 96 108 120 260 312 416 520 624 624 728 832 936 1040 8. 11. Общее количество часов в год 12 Промежуточная и итоговая аттестация учащихся Промежуточная и итоговая аттестации учащихся является неотъемлемой частью образовательного процесса, так как позволяет оценить реальную результативность тренировочной деятельности. Промежуточная аттестация для перевода на следующий этап осуществляется один раз в год. Срок проведении: октябрь - ноябрь текущего года. Форма промежуточной аттестации – контрольно-переводные испытания (выполнение контрольно-переводных нормативов), разработаны в соответствии с федеральным стандартом спортивной подготовки. По итогам промежуточной аттестации директором издается приказ о переводе на следующий этап обучения обучающихся, выполнивших контрольно-переводные требования. Обучающиеся, не освоившие образовательные программы по болезни или по другой уважительной причине, могут быть оставлены на прежнем этапе обучения (если такой реализуется) или решением педагогического совета переведены на следующий этап подготовки или в спортивно-оздоровительную группу. Освоение дополнительной образовательной программы завершается обязательной итоговой аттестацией, при проведении которой учитываются результаты освоения образовательной программы. В МБУ ДО «СШ ГОР» устанавливаются следующие формы итоговой аттестации: - сдача контрольно-переводных нормативов (сдано/не сдано); - избранный вид спорта – спортивная квалификация обучающегося, которая определяется по требованиям Единой Всероссийской спортивной классификации.