МУНИЦИПАЛЬНОЕ АВТОНОМНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ ДОПОЛНИТЕЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ «СПОРТИВНАЯ ШКОЛА ГОРОДСКОГО ОКРУГА РЕВДА» 623286, Свердловская обл., г. Ревда, ул. Жуковского 22, тел. 8(34397)3-88-28 ИНН/КПП 6627008715/668401001 __________________________________________________________________________________ Дополнительная образовательная программа спортивной подготовки по виду спорта «фигурное катание на коньках» разработана в соответствии с Федеральным стандартом спортивной подготовки по виду спорта «фигурное катание на коньках» утвержденным приказом Минспорта России от 30.11.22 № 1092 Разработчики программы: Тренеры-преподаватели по фигурному катанию на коньках Новикова Леся Дмитриевна, Серебренникова Наталья Аркадьевна, Ячменева Марина Вазировна Инструктор-методист Санникова Ю.А. Срок реализации программы: 1. На этапе начальной подготовки-3 года; 2. На тренировочном этапе (этапе спортивной специализации) -6 лет; 3. На этапах совершенствования спортивного мастерства и высшего спортивного мастерства-без ограничений; 4. Возраст лиц, проходящих спортивную подготовку – с 6 лет. 2024г. Содержание 1 Общие положения. 1.1 Спортивная дисциплина «Фигурное катание на коньках». Цели дополнительной образовательной программы спортивной подготовки. 1.2. Характеристика дополнительной образовательной программы спортивной подготовки. 1.2.1. Сроки реализации этапов спортивной подготовки и возрастные границы лиц, проходящих спортивную подготовку, количество лиц, проходящих спортивную подготовку в группах на этапах спортивной подготовки. 1.2.2. Объем дополнительной образовательной программы спортивной подготовки. 1.2.3. Виды (формы) обучения, применяющиеся при реализации дополнительной образовательной программы спортивной подготовки. 1.2.4. Годовой учебно-тренировочный план, с учетом соотношения видов спортивной подготовки и иных мероприятий в структуре учебнотренировочного процесса на этапах спортивной подготовки 1.2.5. Календарный план воспитательной работы. 1.2.6. План мероприятий, направленных на предотвращение допинга в спорте и борьбу с ним. 1.2.7. Планы инструкторской и судейской практики. 1.2.8. Планы медицинских, медико-биологических мероприятий и применения восстановительных средств. 1.3. Система контроля. 1.3.1. Требования к результатам прохождения дополнительной образовательной программы спортивной подготовки, в том числе к участию в спортивных соревнованиях. 1.3.2. Оценка результатов освоения дополнительной образовательной программы спортивной подготовки. 1.3.3. Контрольные и контрольно-переводные нормативы (испытания) по видам спортивной подготовки и уровень спортивной квалификации лиц, проходящих спортивную подготовку, по годам и этапам спортивной подготовки. 1.4.Рабочая программа по виду спорта «фигурное катание на коньках». 1.5 Условия реализации дополнительной образовательной программы спортивной подготовки, включающие материально-технические, кадровые и информационно-методические условия. 2. Нормативы физической подготовки и иные спортивные нормативы с учетом возраста, пола лиц, проходящих спортивную подготовку, особенностей вида спорта «фигурное катание на коньках» (спортивных дисциплин), уровень спортивной квалификации таких лиц (спортивные разряды и спортивные звания). 2.1. Нормативы общей физической и специальной физической подготовки для зачисления и перевода на этап начальной подготовки по виду спорта «фигурное катание на коньках». 2.2 Нормативы общей физической и специальной физической подготовки, уровень спортивной квалификации (спортивные разряды) для зачисления и перевода на учебно-тренировочный этап (этап спортивной специализации) по 4 4 6 6 7 8 11 12 13 14 14 17 17 17 18 19 23 24 24 25 виду спорта «фигурное катание на коньках». 2.3Нормативы общей физической и специальной физической подготовки, перевода на этап совершенствования спортивного мастерства по виду спорта «фигурное катание на коньках». 2.4. Нормативы общей физической и специальной физической подготовки, уровень спортивной квалификации (спортивные звания) для зачисления и перевода на этап высшего спортивного мастерства по виду спорта «фигурное катание на коньках». 3.Требования к участию лиц, проходящих спортивную подготовку, и лиц, ее осуществляющих, в спортивных соревнованиях, предусмотренных в соответствии с реализуемой дополнительной образовательной программой спортивной подготовки по виду спорта «фигурное катание на коньках». 4.Требования к результатам прохождения спортивной подготовки применительно к этапам спортивной подготовки. 5.Особенности осуществления спортивной подготовки по отдельным спортивным дисциплинам вида спорта «фигурное катание на коньках». 6.Требования к кадровым и материально-техническим условиям реализации этапов спортивной подготовки и иным условиям. 6.1.Требования к кадровым и материально-техническим условиям реализации этапов спортивной подготовки и иным условиям. 6.2 Требования к кадровому составу организаций, реализующих дополнительные образовательные программы спортивной подготовки. 6.3 Требования к материально-техническим условиям реализации этапов спортивной подготовки. 6.4 Иные условия реализации программы. 6.5 Дополнительная образовательная программа спортивной подготовки. 6.6 Продолжительность одного учебно-тренировочного занятия. 6.7 Работа по индивидуальным планам спортивной. Приложение №1 Приложение №2 Приложение №3 Приложение №4 26 27 28 29 30 31 31 31 31 32 33 34 34 35 37 40 42 1. Общие положения 1.1 Спортивная дисциплина «Фигурное катание на коньках». Цели дополнительной образовательной программы спортивной подготовки. Программа разработана в соответствии с частью 4 статьи 34 Федерального закона от 4 декабря 2007 г. № 329-ФЗ «О физической культуре и спорте в Российской Федерации» (Собрание законодательства Российской Федерации, 2007, № 50, ст. 6242; 2011, № 50, ст. 7354; 2021, № 18, ст. 3071) и подпунктом 4.2.27 пункта 4 Положения о Министерстве спорта Российской Федерации, утвержденного постановлением Правительства Российской Федерации от 19 июня 2012 г. № 607 (Собрание законодательства Российской Федерации, 2012, № 26, ст. 3525). Целью реализации программы является достижение спортивных результатов на основе соблюдения спортивных и педагогических принципов в учебнотренировочном процессе в условиях многолетнего, круглогодичного и поэтапного процесса спортивной подготовки. Достижение поставленной цели предусматривает решение основных задач: - оздоровительные; - образовательные; - воспитательные; - спортивные. Планируемые результаты освоения программы представляют собой систему ожидаемых результатов освоения обучающими всех компонентов учебнотренировочного и соревновательного процессов, также обеспечивает формирование личностных результатов: - овладение знаниями об индивидуальных особенностях физического развития и уровня физической подготовленности, о соответствии их возрастным нормативам, об особенностях индивидуального здоровья и о функциональных возможностях организма, способах профилактики перетренированности (недотренированности), перенапряжения; - овладение знаниями и навыками инструкторской деятельности и судейской практики; умение планировать режим дня, обеспечивать оптимальное сочетание нагрузки и отдыха, соблюдать правила безопасности и содержать в порядке спортивный инвентарь, оборудование, спортивную одежду, осуществлять подготовку спортивного инвентаря к учебно-тренировочным занятиям и спортивным соревнованиям; - умение анализировать и творчески применять полученные знания в самостоятельных занятиях, находить адекватные способы поведения и взаимодействия в соревновательный период; - развитие понимания о здоровье, как о важнейшем условии саморазвития и самореализации человека, умение добросовестно выполнять задания тренерапреподавателя, осознанно стремиться к освоению новых знаний и умений, умение организовывать места тренировочных занятий и обеспечивать их безопасность, ориентирование на определение будущей профессии, приобретение навыков по участию в соревнованиях различного уровня. Фигурное катание – конькобежный вид спорта, относится к сложно-координационным видам спорта. Основная идея заключается в передвижении спортсмена или пары спортсменов на коньках по льду с переменами направления скольжения и выполнением дополнительных элементов (вращения, прыжки, комбинации шагов, поддержки и т.д.) под музыку. Фигурное катание как отдельный вид спорта сформировалось в 1860-х годах и в 1871 году было признано на 1 Конгрессе конькобежцев. Первые соревнования состоялись в 1882 году в Вене. Фигурное катание первый из зимних видов спорта, включенный в олимпийскую программу. В фигурном катании выделяют 5 дисциплин: мужское одиночное катание, женское одиночное катание, парное катание, спортивные танцы и групповое синхронное катание. Мужское и женское одиночное катание – фигурист в одиночном катании должен продемонстрировать владение всеми группами элементов: шагами, спиралями, вращениями, прыжками. Важными критериями также являются: связь движений спортсмена с музыкой, пластичность, эстетичность и артистизм. Соревнования в одиночном катании проходят в 2 этапа: первый этап – короткая программа, второй – произвольная программа. Парное фигурное катание – задача спортсменов продемонстрировать владение элементами так, чтобы создать впечатление единства действий. В парном катании, наряду с традиционными элементами (шаги, спирали, прыжки), есть элементы, которые исполняются только в этом виде фигурного катания: поддержки, подкрутки, выбросы, тодесы, совместные и параллельные вращения. Важным критерием у парных спортсменов является синхронность исполнения элементов. 1.2. Характеристика дополнительной образовательной программы спортивной подготовки 1.2.1. Сроки реализации этапов спортивной подготовки и возрастные границы лиц, проходящих спортивную подготовку, количество лиц, проходящих спортивную подготовку в группах на этапах спортивной подготовки На этап начальной подготовки зачисляются лица, которым в текущем году исполнилось (или) исполнится количество лет по году рождения, соответствующее возрасту зачисления, а также лица, старше зачисляемого возраста на этап начальной подготовки и учебно-тренировочный этап (этап спортивной специализации) до трех лет. При этом при комплектовании учебно-тренировочных групп разница в возрасте зачисляемых лиц не должна быть более двух лет. На этапах начальной подготовки и учебно-тренировочном этапе (этапе спортивной специализации) до трех лет допускается зачисление лиц, прошедших спортивную подготовку в других организациях и (или) по другим видах спорта и выполнивших требования, необходимые для зачисления, согласно нормативам по физической подготовке, установленных в дополнительной образовательной программе по виду спорта «фигурное катание на коньках» с учетом сроков реализации этапов спортивной подготовки и возрастных границ лиц, проходящих спортивную подготовку, по отдельным этапам. Наполняемость групп определяться СШ с учетом единовременной пропускной способности спортивного сооружения (объекта спорта), используемого при реализации дополнительной образовательной программы спортивной подготовки по виду спорта «фигурное катание на коньках». Таблица № 1 Сроки реализации этапов спортивной подготовки и возрастные границы лиц, проходящих спортивную подготовку, по отдельным этапам, количество лиц, проходящих спортивную подготовку в группах на этапах спортивной подготовки Этапы спортивной подготовки Этап начальной подготовки Учебно-тренировочный этап (этап спортивной специализации) Этап совершенствования спортивного мастерства Срок реализации этапов спортивной подготовки (лет) Возрастные границы лиц, проходящих спортивную подготовку (лет) Наполняемость (человек) 2-3 6 10 4-6 8 5 не ограничивается 13 3 Для спортивной дисциплины «одиночное катание» Этап высшего спортивного не ограничивается мастерства 14 1 Для спортивных дисциплин «парное катание», «танцы на льду» Этап высшего спортивного Не ограничивается мастерства 14 2 дополнительной образовательной программы спортивной подготовки Учебно-тренировочная нагрузка к объему учебно-тренировочного процесса рассчитывается для каждого учебно-тренировочного занятия на основании ее интенсивности, длительности и для каждого этапа спортивной подготовки имеет свой часовой недельный (годовой) объем. В объем учебно-тренировочной нагрузки входит время восстановления организма обучающегося после определенной нагрузки и при кратковременной тренировки с высокой интенсивностью и долговременной тренировки с низкой интенсивностью, а также аспекты морально-волевой и теоретической подготовки. Общий годовой объем учебно-тренировочной работы, предусмотренный в нижеуказанной таблице режимами работы, для этапов: учебно-тренировочного свыше трех лет, совершенствования спортивного мастерства и высшего спортивного мастерства, может быть сокращен не более чем на 25 %, реализуемых в период учебно-тренировочных мероприятий, а также на основании индивидуальных планов спортивной подготовки. 1.2.2 Объем Таблица №2 Объем дополнительной образовательной программы спортивной подготовки Этапы и годы спортивной подготовки Этапный норматив УчебноЭтап тренировочный начальной этап Этап Этап подготовки (этап спортивной совершенствования высшего специализации) спортивного спортивного мастерства мастерства Свыше Свыше До трех До года трех года лет лет Количество часов 6-10 12-14 14-18 20-22 в неделю Общее количество 312-520 624-728 728-936 1040-1144 часов в год 24-28 28-32 1248-1456 1456-1664 1.2.3. Виды (формы) обучения, применяющиеся при реализации дополнительной образовательной программы спортивной подготовки Тренировочный процесс по спортивной дисциплине «фигурное катание на коньках», осуществляющей спортивную подготовку, ведется в соответствии с годовым тренировочным планом, рассчитанным на 52 недели. Основными формами и средствами осуществления тренировочного процесса являются: групповые и индивидуальные тренировочные и теоретические занятия; работа по индивидуальным планам спортивной подготовки; тренировочные сборы; участие в спортивных соревнованиях и мероприятиях; инструкторская и судейская практика; медико-восстановительные мероприятия; тестирование и контроль. Продолжительность одного тренировочного занятия не может превышать: на этапе начальной подготовки – 2 часов; на тренировочном этапе (этапе спортивной специализации) - 3 часов. Допускается объединение нескольких групп в одну либо проведение тренировочных занятий одновременно с занимающимися из разных групп, при соблюдении следующих условий: разница в уровне подготовки занимающихся не превышает двух спортивных разрядов и (или) спортивных званий; не превышена единовременная пропускная способность спортивного сооружения; не превышен максимальный количественный состав объединенной группы. Зачисление и перевод на этапы подготовки, начиная с этапа начальной подготовки второго года обучения, осуществляется на основании сдачи спортсменами контрольно-переводных нормативов. Учебно-тренировочные мероприятия проводятся СШ для подготовки обучающихся к соревновательной деятельности, а также для контроля за уровнем физической подготовленности и период проведения учитываются в учебно-тренировочном графике. Таблица №3 Учебно-тренировочные мероприятия № п/п Виды учебнотренировочных мероприятий Предельная продолжительность учебно-тренировочных мероприятий по этапам спортивной подготовки (количество суток) (без учета времени следования к месту проведения учебно-тренировочных мероприятий и обратно) Этап УчебноЭтап начальной тренировочный этап совершенствования подготовки (этап спортивной спортивного специализации) мастерства Этап высшего спортивного мастерства 1. Учебно-тренировочные мероприятия по подготовке к спортивным соревнованиям 1.1. Учебнотренировочные мероприятия по подготовке к международным спортивным соревнованиям - - 21 21 Учебнотренировочные мероприятия 1.2. по подготовке к чемпионатам России, кубкам России, первенствам России - 14 18 21 Учебнотренировочные мероприятия 1.3. по подготовке к другим всероссийским спортивным соревнованиям - 14 18 18 Учебнотренировочные мероприятия по подготовке 1.4. к официальным спортивным соревнованиям субъекта Российской Федерации - 14 14 14 2. Специальные учебно-тренировочные мероприятия Учебнотренировочные мероприятия по общей 2.1. и (или) специальной физической подготовке - 14 18 18 2.2. Восстановительные мероприятия - - До 10 суток 2.3. Мероприятия для комплексного медицинского обследования - - До 3 суток, но не более 2 раз в год 2.4. Учебнотренировочные мероприятия в каникулярный период Просмотровые 2.5. учебно-тренировочные мероприятия До 21 суток подряд и не более двух учебно-тренировочных мероприятий в год - - До 60 суток - Планируемый объем соревновательной деятельности устанавливается в программе по типу спортивных соревнований: контрольные, отборочные, основные, с учетом особенностей видов спорта, с учетом задач спортивной подготовки на различных этапах спортивной подготовки, уровня подготовленности и состоянием тренированности обучающегося по дополнительной образовательной программе спортивной подготовки (далее – обучающийся). В дополнительной образовательной программе спортивной подготовки СШ указывается количество спортивных соревнований в соответствии с единым календарным планом межрегиональных, всероссийских и международных физкультурных мероприятий, и спортивных мероприятий, и с учетом значений, утвержденных в государственном (муниципальном) задании. Контрольные соревнования проводятся с целью определения уровня подготовленности обучающихся, оценивается уровень развития физических качеств, выявляются сильные и слабые стороны спортсмена. Контрольную функцию могут выполнять как официальные спортивные соревнования различного уровня, так и специально организованные СШ. Отборочные соревнования проводятся с целью отбора обучающихся и комплектования команд для выступления на основных спортивных соревнованиях и выполнений требований Единой всероссийской спортивной классификации. Основные соревнования проводятся с целью достижения спортивных результатов и выполнений требований Единой всероссийской спортивной классификации. Таблица № 4 Объем соревновательной деятельности Виды спортивных соревнований Контрольные Отборочные Основные Этап начальной подготовки До года Свыше года 2 2 3 1 4 Учебнотренировочный этап (этап спортивной специализации) Свыше До трех трех лет лет 4 3 1 3 3 5 Этап совершенствования спортивного мастерства Этап высшего спортивного мастерства 3 3 5 3 3 6 1.2.4. Годовой учебно-тренировочный план, с учетом соотношения видов спортивной подготовки и иных мероприятий в структуре учебнотренировочного процесса на этапах спортивной подготовки Таблица №5 Соотношение видов спортивной подготовки и иных мероприятий в структуре учебно-тренировочного процесса на этапах спортивной подготовки Виды спортивной № подготовки и иные п/п мероприятия 1. 2. 3. 4. 5. 6. 7. 8. Этапы и годы спортивной подготовки УчебноЭтап тренировочный Этап Этап начальной этап (этап совершенствования высшего подготовки спортивной спортивного спортивного специализации) мастерства мастерства До Свыше До трех Свыше года года лет трех лет Общая физическая 25-33 подготовка (%) Специальная физическая 10-20 подготовка (%) Участие в спортивных 1-2 соревнованиях (%) Техническая 30-45 подготовка (%) Тактическая, теоретическая, 1-3 психологическая подготовка (%) Хореографическая 10-20 подготовка Инструкторская и судейская 1-2 практика (%) Медицинские, медикобиологические, восстановительные 1-3 мероприятия, тестирование и контроль (%) 20-30 10-20 9-10 9-10 9-10 15-20 17-20 15-20 10-15 7-10 1-3 2-4 7-9 9-11 9-11 30-45 40-45 40-45 45-50 50-60 1-3 2-4 3-5 2-4 2-4 15-20 15-20 15-20 10-15 5-10 1-2 1-6 1-6 5-9 5-9 1-3 2-4 2-4 4-6 4-6 - Общая физическая подготовка (ОФП) – система занятий физическими упражнениями, которая направлена на развитие всех физических качеств (сила, выносливость, скорость, ловкость, гибкость, координация) в их гармоничном сочетании. -Специальная физическая подготовка (СФП) – процесс воспитания физических качеств, обеспечивающий преимущественное развитие тех двигательных способностей, которые необходимы для успешной соревновательной деятельности в данном виде спорта. -Техническая подготовка – процесс обучения основам техники действий, выполняемых в соревнованиях или служащих средствами тренировки, и совершенствование избранных форм спортивной техники. -Тактическая подготовка – процесс, направленный на создание и совершенствование средств, способов и форм ведения эффективной борьбы с противником. -Теоретическая подготовка – педагогический процесс повышения теоретического уровня мастерства спортсмена, вооружение его определенными знаниями и умениями использовать их в тренировочных занятиях и соревнованиях. -Психологическая подготовка – система психолого-педагогических воздействий, применяемых с целью формирования и совершенствования у спортсменов свойств личности и психических качеств, необходимых для успешного выполнения тренировочной деятельности, подготовки к соревнованиям и надежного выступления в них. -В фигурном катании на коньках хореографическая подготовка включает в себя развитие гибкости, координации и равновесия, подвижности суставов, а также творческих способностей у учащихся. -Инструкторская и судейская практика – приобретение навыков судейства и самостоятельной практики проведения занятий с целью получения спортсменами звания инструктора-общественника и судьи по спорту, и последующего привлечения их к тренерской и судейской работе, а также имеет большое воспитательное значение – у занимающихся воспитывается вкус к наставничеству, сознательное отношение к тренировочному процессу и уважение к решениям судей. -Медицинские, медико-биологические, восстановительные мероприятия, тестирование и контроль – это совокупность мероприятий по мониторингу учебно-тренировочного процесса, тестированию различных сторон подготовленности спортсмена и функциональных возможностей важнейших систем организма, врачебному контролю здоровья, оценке эффективности программ питания и восстановления. 1.2.5. Календарный план воспитательной работы. Календарный план воспитательной работы составляется СШ на учебный год с учетом учебного плана, учебно-тренировочного графика и следующих основных задач воспитательной работы: формирование духовно-нравственных, морально-волевых и этических качеств;воспитание лидерских качеств, ответственности и патриотизма; всестороннее гармоничное развитие физических качеств; укрепление здоровья спортсменов; привитие навыков здорового образа жизни; формирование основ безопасного поведения при занятиях спортом; развитие и совершенствование навыков саморегуляции и самоконтроля. Таблица №6 Календарный план воспитательной работы № п/п 1. 1.1. Направление работы Мероприятия Профориентационная деятельность Спортивные соревнования Судейская практика различного типа 1.2. Инструкторская практика Учебно-тренировочные занятия 2. 2.1. Здоровье сбережение Медико-биологическое исследование 2.2. Режим питания и отдыха 3. 3.1. Патриотическое воспитание спортсменов Теоретическая Беседы, встречи, диспуты подготовка 4. 4.1. Развитие творческого мышления Формирование умений и Практическая подготовка навыков, способствующих достижению спортивных результатов Исследование организма спортсмена после/до тренировочной и соревновательной деятельности Практическая деятельность и восстановительные процессы Сроки проведения Учебнотренировочны йграфик Режим учебнотренировочног опроцесса Учебнотренировочны йграфик Режим учебнотренировочног опроцесса Учебнотренировочны йграфик Учебнотренировочны йграфик, режим учебнотренировочног о процесса 1.2.6. План мероприятий, направленный на предотвращение допинга в спорте и борьбу с ним. План мероприятий, направленный на предотвращение допинга в спорте и борьбу с ним, составляется СШ на учебно-тренировочный год с учетом учебного плана, учебно-тренировочного графика, примерного плана мероприятий, направленных на предотвращение допинга в спорте и борьбу с ним (приложение № 1 к программе). В план мероприятий, направленный на предотвращение допинга в спорте и борьбу с ним включаются мероприятия, направленные на предотвращение допинга в спорте и борьбу с ним, а также мероприятия по научно-методическому обеспечению, которые реализуются в рамках воспитательной работы тренерапреподавателя, включающей в том числе научную, творческую и исследовательскую работу, а также другую работу, предусмотренную трудовыми (должностными) обязанностями и (или) индивидуальным планом (методическую, подготовительную, организационную, диагностическую, работу по ведению мониторинга, работу, предусмотренную планами спортивных и иных мероприятий, проводимых с обучающимися спортсменами, участие в работе коллегиальных органов управления СШ). Среди мероприятий, направленных на предотвращение допинга в спорте и борьбу с ним, выделяют беседы с обучающимися в условиях учебно- тренировочных занятий, беседы с родителями в рамках родительских собраний об определении понятия «допинг», последствиях допинга в спорте для здоровья спортсменов, об ответственности за нарушение антидопинговых правил, об особенностях процедуры проведения допинг-контроля. 1.2.7. Планы инструкторской и судейской практики. Одной из задач СШ является подготовка спортсменов к роли помощников тренеров, инструкторов и участие в организации соревнований в качестве судей. Занятия следует проводить в форме бесед, семинаров, самостоятельного изучения литературы, практических занятий. Решение этих задач целесообразно начинать на тренировочном этапе и продолжать инструкторскую и судейскую практику на всех последующих этапах подготовки. Со второго года занятий, занимающиеся в тренировочных группах должны уметь самостоятельно проводить разминку с помощью упражнений, выбранных тренером. С третьего года необходимо развивать способность спортсменов наблюдать за выполнением упражнений другими учениками, находить ошибки в техники выполнения ими отдельных технических приемов. Занимающиеся должны уметь составлять конспект занятий и поводить вместе с тренером разминку в группе, совместно с тренером принимать участие в судействе соревнований, уметь составлять итоговый протокол. С четвертого года обучения в тренировочных группах должны шире привлекать в качестве помощников при проведении разминки, при разучивании новых упражнений и технических элементов со спортсменами более младших возрастов. Привитие судейских навыков осуществляется путем изучения и проверки правил соревнований, привлечения занимающихся к непосредственному выполнению отдельных судейских обязанностей в своей и других группах. 1.2.8. Планы медицинских, медико-биологических мероприятий и применения восстановительных средств. Для прохождения обучения по дополнительной образовательной программе спортивной подготовки допускаются лица, получившие в установленном законодательством Российской Федерации порядке медицинское заключение об отсутствии медицинских противопоказаний для занятий видом спорта «фигурное катание на коньках». СШ ведет контроль за прохождением обучающимися медицинского обследования. Обучающийся, должен иметь медицинский допуск к учебно-тренировочным занятиям и к соревновательным мероприятиям. Медицинский (врачебный) контроль за юными спортсменами предусматривает: - медицинское обследование (1 раз в год для групп НП) - углубленное медицинское обследование (1 раз в год в зависимости от этапа спортивной подготовки); - наблюдения в процессе тренировочных занятий; - санитарно-гигиенический контроль за режимом дня, местами тренировок и соревнований, одеждой и обувью; - контроль за выполнением юными спортсменами рекомендаций врача по состоянию здоровья, режиму тренировок и отдыха. Врачебный контроль предусматривает главное и принципиальное положение - допуск к тренировкам и спортивным мероприятиям здоровых спортсменов. Медицинский контроль осуществляется спортивными врачами ГО Ревда. Восстановительные средства – это средства педагогического, психологического, медико-биологического характера, действие которых направлено на ускорение процессов восстановления организма после тренировочных нагрузок, повышения сопротивляемости организма к отрицательным факторам спортивной деятельности и внешней среды. Средства восстановления подразделяют на три типа: педагогические (естественногигиенические), медико-биологические и психологические. Факторы педагогического воздействия, обеспечивающие восстановление работоспособности: - Рациональное сочетание тренировочных средств разной направленности. - Правильное сочетание нагрузки и отдыха, как в тренировочном занятии, так и в целостном тренировочном процессе. Введение специальных восстановительных микроциклов и профилактических разгрузок. - Выбор оптимальных интервалов и видов отдыха. - Оптимальное использование средств переключения видов спортивной деятельности. - Полноценные разминки и заключительные части тренировочных занятий. - Использование методов физических упражнений, направленных на стимулирование восстановительных процессов (дыхательные упражнения, упражнения на расслабление и т.д.). - Повышение эмоционального фона тренировочных занятий. - Эффективная индивидуализация тренировочных воздействий и средств восстановления. - Соблюдение режима дня, предусматривающего определенное время для тренировок. Медико-биологические средства восстановления: С ростом объема средств, специальной физической подготовки, интенсивности тренировочного процесса, соревновательной практики необходимо увеличивать время, отводимое на восстановление организма лиц, проходящих спортивную подготовку. На тренировочных этапах при увеличении соревновательных режимов тренировки могут применяться медико-биологические средства восстановления. К медико-биологическим средствам восстановления относятся: - витаминизация, - физиотерапия, - гидротерапия, - все виды массажа, - русская парная баня или сауна. Перечисленные средства восстановления должны быть назначены и постоянно контролироваться врачом. К психологическим средствам восстановления относятся: - психорегулирующие тренировки, - разнообразный досуг, - комфортабельные условия быта; - создание положительного эмоционального фона во время отдыха, - цветовые и музыкальные воздействия. Положительное влияние на психику и эффективность восстановления оказывают достаточно высокие и значимые для спортсмена промежуточные цели тренировки и точное их достижение. Одним из эффективных методов восстановления является психомышечная тренировка (ПМТ). Проводить ПМТ можно индивидуально и с группой после тренировочного занятия. В тренировочных группах рекомендуется проводить в конце недельного микроцикла, после больших тренировочных нагрузок или в дни тренировочных поединков. Каждое средство восстановления является многофункциональным. Совокупное их использование должно составлять единую систему методов восстановления. Причем если на уровне высшего спортивного мастерства необходим как можно более полный комплекс этих средств, более полное представительство из разных групп с увеличением доли медико-биологических и психологических средств, то для начинающих спортсменов требуется минимальное количество медико- биологических средств с относительным увеличением доли естественных, гигиенических и педагогических факторов. Планирование объема восстановительных мероприятий имеет те же принципы, что и планирование нагрузки - т.е. систематичность, вариативность, учет индивидуальных особенностей организма спортсменов. При организации восстановительных мероприятий следует учитывать субъективные и объективные признаки утомления, недовосстановления. В дни больших нагрузок планируется меньше восстановительных мероприятий, чем в дни «отдыха», так как повышенные дозы восстановительных процедур могут «блокировать» максимальное воздействие тренировки на организм. При составлении восстановительных комплексов следует помнить, что вначале надо применять средства общего глобального воздействия, а затем -локального. К средствам общего глобального воздействия (парная баня, сауна в сочетании с водными процедурами, общий ручной массаж, плавание и др.) адаптация организма происходит постепенно. В этой связи использование комплекса, а не отдельных восстановительных средств, дает больший эффект. Постоянное применение одного и того же средства восстановления уменьшает восстановительный эффект, так как организм адаптируется к средствам локального воздействия. Примерный восстановительный комплекс: 1) непродолжительный (3-5 мин) вибромассаж. При необходимости можно добавить ручной массаж утомленных групп мышц; 2) водные процедуры: душ (10-12 мин); 3) ультрафиолетовое облучение, в том числе солнечные ванны 4) отдых на кушетках, в креслах (8-10 мин); 5) обед; 6) послеобеденный сон (1,5-2 ч). Суммарный объем восстановительных мероприятий в тренировочном дне колеблется от 0,5-2,5 ч. Объем отдельных восстановительных средств в недельном цикле зависит от числа повторений и длительности процедур. Общий объем восстановления за неделю может составить до 10 ч. Объем восстановительных средств в месячных и годичных циклах определяется в соответствии с особенностями подготовки. В подготовительном и переходном периодах увеличивается доля естественных и гигиенических средств восстановления. В соревновательных периодах возрастает объем медико-биологических и психологических средств. Объем восстановления в месячных циклах максимально может составлять до 14 ч. Суммарное время, затраченное на отдельные процедуры за год, варьирует от 8 до 100 ч. Восстановительные мероприятия в годовом плане в отдельный раздел не выделяются, осуществляются за счет часов, отведенных на общую физическую подготовку, специальную физическую подготовку и техническую подготовку. 1.3. Система контроля. 1.3.1. Требования к результатам прохождения дополнительной образовательной программы спортивной подготовки, в том числе к участию в спортивных соревнованиях. Требования к результатам прохождения дополнительной образовательной программы: На этапе начальной подготовки: - формирование устойчивого интереса к занятиям спортом; - формирование широкого круга двигательных умений и навыков; - освоение основ техники по виду спорта фигурное катание на коньках; - всестороннее гармоничное развитие физических качеств; - укрепление здоровья спортсменов; - отбор перспективных спортсменов для дальнейших занятий по виду спорта фигурное катание на коньках. На тренировочном этапе (этапе спортивной специализации): - повышение уровня общей и специальной физической, технической, тактической и психологической подготовки; - приобретение опыта и достижение стабильности выступления на официальных спортивных соревнованиях по виду спорта фигурное катание на коньках; - формирование спортивной мотивации; - укрепление здоровья спортсменов. Для обеспечения этапов спортивной подготовки организации, осуществляющие спортивную подготовку, используют систему спортивного отбора, представляющую собой целевой поиск и определение состава перспективных спортсменов для достижения высоких спортивных результатов. Требования к участию в спортивных соревнованиях лиц, проходящих спортивную подготовку: -соответствие возраста, пола и уровня спортивной квалификации лиц, проходящих спортивную подготовку, положениям (регламентам) об официальных спортивных соревнованиях согласно Единой всероссийской спортивной классификации, и правилам вида спорта «фигурное катание на коньках»; - выполнение плана спортивной подготовки; - прохождение предварительного соревновательного отбора; -соответствие требованиям к результатам реализации программы на соответствующем этапе спортивной подготовки; -наличие соответствующего медицинского заключения о допуске к участию в спортивных соревнованиях; -соблюдение общероссийских антидопинговых правил. 1.3.2. Оценка результатов освоения дополнительной образовательной программы спортивной подготовки. Аттестация в спорте представляет собой систему контроля, включающую дифференцированный и объективный мониторинг результатов учебнотренировочного процесса, соревновательной деятельности и уровня подготовленности обучающихся. Контрольные занятия обеспечивают текущий контроль, промежуточную и итоговую информацию об уровне и результатах освоения программного материала спортивной подготовки каждым отдельным обучающимся спортсменом, представленными выполнением нормативных и квалификационных требований по годам и этапам спортивной подготовки. Оценочный материал представлен комплексами контрольных упражнений для оценки общей физической, специальной физической, технической, тактической подготовки лиц, проходящих в СШ спортивную подготовку по дополнительным образовательным программам спортивной подготовки. Обязательное контрольное тестирование включает: нормативы по общей физической подготовке, основанные на требованиях федерального стандарта спортивной подготовки по виду спорта «фигурное катание на коньках» 1.3.3. Контрольные и контрольно-переводные нормативы (испытания) по видам спортивной подготовки и уровень спортивной квалификации лиц, проходящих спортивную подготовку, по годам и этапам спортивной подготовки. Таблица №7 Аттестационные формы контроля учебно-тренировочного процесса и оценочные материалы № Формы аттестации 1 . Контрольные тесты 2 . Медико-биологические исследования Оценочные материалы протокол Заключения Примечание Форма, разработанная Организацией и включающаятесты из Рабочей программы тренера - преподавателя Выдается Заключения медицинским центром по всем видам исследования 3 . Собеседования 4 . Переводные нормативы 5 . Просмотровые сборы 6 . Другие Протокол Комиссии Проводится по итогам учебнотренировочного года или полугодий Протокол Проводятся только для этапов начальной подготовки и учебнотренировочного этапа (этапа спортивной специализации) до трех лет, не имеющих спортивных разрядов Заключение тренера, Проводятся при отборе Комиссии детей на этапы спортивной подготовки , атакже одаренных и способных детей перешедших из другихвидов спорта или поздно ориентированных на занятия спортом устанавливаются Организацией самостоятельно 1.4 Рабочая программа по виду спорта фигурное катание на коньках. В процессе многолетней подготовки фигуристов могут быть использованы разработанные для определенного этапа годичной подготовки недельные циклы. Последовательность применения рекомендуемых микроциклов отражена в планахсхемах подготовки спортсменов на этапах совершенствования спортивного мастерства и высшего спортивного мастерства. В связи с этим особое значение приобретает распределение типовых микроциклов по периодам и этапам годичного цикла. По современным представлениям, 52-недельный годичный цикл должен включать 28-30 недель на тренировку, 18-20 недель для участия в соревнованиях, 4 недели для переходного периода. Тренировочные занятия проводятся на ледовой арене, в спортивном зале, или на открытом воздухе в форме урока по общепринятой схеме. Программный материал объединён в целостную систему общеразвивающей спортивной подготовки и предполагает решение следующих задач: -содействие гармоничному физическому развитию, разносторонней физической подготовленности и укреплению здоровья; -воспитание волевых, дисциплинированных, обладающих высоким уровнем социальной активности и ответственности молодых спортсменов; -формирование здорового образа жизни, творческого развития, а также развития устойчивого интереса к данному виду спорта занимающихся. Многолетнюю подготовку от новичка до высококвалифицированных спортсменов целесообразно рассматривать как единый процесс, подчиняющийся определенным закономерностям, как сложную специфическую систему со свойственными ей особенностями, с учетом возрастных возможностей юных спортсменов. Тренировка квалифицированных спортсменов имеет ряд методических и организационных особенностей: 1. Тренировочные занятия квалифицированными спортсменами должны быть ориентированы на достижение высокого спортивного результата. 2. Тренировочные и соревновательные нагрузки должны соответствовать функциональным возможностям организма. 3. В процессе всех лет занятий необходимо соблюдать рациональный режим, обеспечить гигиену быта, хорошую организацию врачебно-педагогического контроля над состоянием здоровья, подготовленностью занимающихся и их физическим развитием. 4. Надежной основой успеха спортсменов в избранном виде спорта является приобретенный фонд умений и навыков, всестороннее развитие физических качеств, решение функциональных возможностей организма. 5. С возрастом и степенью подготовленности постепенно уменьшается удельный вес общей физической подготовки и возрастает вес специальной подготовки. Из года в год неуклонно увеличивается общий объем тренировочной нагрузки. 6. Необходимо учитывать особенности построения тренировочного процесса в планировании спортивной тренировки. Система спортивной подготовки представляет собой организацию регулярных тренировочных занятий и соревнований. На протяжении многих лет тренировок спортсмены должны овладеть техникой и тактикой, приобрести опыт и специальные знания, улучшить моральные и волевые качества. Тренировочные занятия должны выполнять основные задачи, которые ставятся на каждом этапе подготовки. Этап начальной подготовки На этап начальной подготовки зачисление производится на основе заявления от родителей, медицинской справки о допуске к занятию фигурным катанием на коньках, и по результатам тестирования фигуристов согласно федеральным стандартам. К основным средствам общефизической подготовки можно отнести упражнения для рук плечевого пояса, туловища, ног. Обращается внимание на амплитуду и темп движений, достаточную сложность упражнений, осанку и качество исполнения упражнений. Для развития физических качеств следует использовать следующие упражнения: -для развития ловкости-акробатические упражнения (кувырки, перекаты, мосты), внезапные остановки, изменения направления движения при ходьбе и беге, преодоление препятствий, игры, эстафеты; -для развития координации – разнообразные движения руки ног в сочетании друг с другом, ходьба спиной вперёд; -для развития скоростно-силовых качеств- прыжки в высоту с места, с разбега, через планку, с двух на две, на одну ногу и т.д., прыжки в длину с места, с разбега, многоскоки; -для развития быстроты – быстрое реагирование в процессе игры, повторное пробегание отрезков, ускорения; -для развития равновесия – упражнения в статическом равновесии (позы на одной ноге, на коленях), упражнения в динамики (ходьба по шнуру, линии, скамейки и т.д. с движениями рук); -для развития гибкости – маховые движения с полной амплитудой, складка из седа (стойки), рыбка, качели, шпагаты, мост. Обучение основам техники фигурного катания на коньках происходит в условиях наземной тренировки (в зале) с использованием имитационных упражнений. Не посредственно на льду основное влияние уделяется обучению скольжениям, овладению равновесием на коньках. Особое внимание следует уделять обучению реберному скольжению, так как одноопорное скольжение по дугам разной кривизны является базовыми движениями в технике фигурного катания на коньках. К базовым элементам относится выполнение и повороты: тройка, крюк, выкрюк, петля. Для перехода на тренировочный этап подготовки спортсмены должны выполнить 2 юношеский разряд. Тренировочный этап (этап спортивной специализации) На этап спортивной специализации зачисление производится на основе заявления от родителей, в соответствии с возрастом и по результатам тестирования согласно федеральным стандартам. Спортсмены из других спортивных школ переводятся на основе справки, подтверждающей этап их спортивной подготовки. Эффективность спортивной тренировки на тренировочном этапе специализации обусловлена рациональным сочетанием процессов овладения техники катания на коньках и физической подготовки занимающихся. На тренировочном этапе подготовки создаются группы фигуристов, начинающие специализацию в парном катании, спортивные танцы и синхронное катание. Общефизическая подготовка на тренировочном этапе по виду спорта фигурное катание на коньках: -упражнения на быстроту, выносливость (бег 30 м, прыжки в высоту, в длину, кросс) -силовые упражнения (висы, упоры, подтягивание на гимнастической стенке, упражнения для мышц брюшного пресса, ног, спины и плечевого пояса); Специальная физическая подготовка на тренировочном этапе по виду спорта фигурное катание на коньках: -координация (челночный бег, прыжки на скакалке на двух ногах, на одной ноге); -упражнения на развитие силы (подъем туловища из положения лёжа, сгибание разгибание рук в упоре лежа); -упражнение на развитие гибкости (шпагаты-продольный, поперечный, мост, выкрут прямых рук); -работа с утяжелителями для рук и ног. Техническая подготовка на тренировочном этапе подготовки по виду спорта фигурное катание на коньках. Обязательная техническая программа одиночного катани -хореография (работа у хореографического станка, в середине зала, на ледовой арене); -тесты по скольжению (соответствующие классификации) пункты 6,7,8; -прыжки: Аксель, прыжок в 2 оборота; -комбинации вращения 2-го уровня -изучение и выполнение программ (короткой, произвольной) Обязательная техническая программа спортивные танцы на льду: -выполнение элементов: моухок,чоктау; -выполнение простых поддержек 2-3 го уровня соответственно классификации ISUS; -Обязательные программы 1-го спортивного разряда. Обязательная техническая программа синхронного катания на коньках: -шаги: маршевый шаг дуги вперед-наружу, вперед-внутрь, назад-наружу, назад внутрь, двойные тройки, шассе, кросс-ролы вперед, циркули, спирали простые, прыжок тройной, повороты на зубцах, перекидной, флиш 0,5 оборота, мухоки, петли, крюки, выкрюки, чоктау; -фигуры: круг вперед, прямая линия, параллельные линии, закрытый блок вперед, колесо вперед, произвольная программа не менее 10 фигур, в том числе круг (не менее 3 оборотов) спираль ходом назад свободная нога не ниже 90*) с не менее чем с одной сменой хвата и двумя различными видами шагов, три пересечения ходом вперёд-назад, линия с двумя различными видами шагов и одной сменой хвата, блок ходом вперёд-назад, два различных колеса ходом вперёд и назад с одной сменой хвата; -хваты: рука в запястье, за плечо, за руки, за талию, за локоть, корзинное сплетение, скрестный хват. Рабочая программа тренера-преподавателя составляется на каждый реализуемый этап спортивной подготовки на основании дополнительной образовательной программы спортивной подготовки СШ. Рабочая программа тренера-преподавателя обеспечивает достижение планируемых результатов освоения дополнительной образовательной программы спортивной подготовки по виду спорту на этапах спортивной подготовки. Функции рабочей программы тренера-преподавателя: нормативная, то есть является документом, обязательным для выполнения тренером-преподавателем в полном объеме; целеполагающая, то есть определяет ценности и задачи, ради достижения которых она введена на этапах спортивной подготовки по годам обучения; содержательная, то есть фиксирует состав элементов содержания, подлежащих усвоению обучающимися (требования к минимуму содержания); процессуальная, то есть определяет логическую последовательность усвоения элементов содержания, организационные формы и методы, средства и условия учебно-тренировочного процесса; оценочная, то есть выявляет уровни усвоения элементов содержания, объекты контроля и критерии оценки уровня освоения дополнительной образовательной программы спортивной подготовки обучающихся. Структура рабочей программы тренера-преподавателя: I. Титульный лист; II. Пояснительная записка; III. Нормативно-методические инструментарии тренировочного процесса; IV. Прогнозируемый результат учебно-тренировочной деятельностиотдельного этапа спортивной подготовки; Содержание рабочей программы тренера-преподавателя: I. Титульный лист (на бланке СШ): 1.1. Гриф согласования с руководителем СШ; 1.2. Название рабочей программы тренера-преподавателя, фамилия, имя, отчество тренера-преподавателя, реализуемый этап спортивной подготовки, год обучения, срок реализации (не более года); II. Пояснительная записка: 2.1. Цель и задачи этапа спортивной подготовки; 2.2. Прогнозируемый результат учебно-тренировочной деятельности реализуемого этапа спортивной подготовки; III. Нормативно-методические инструментарии тренировочного процесса: 3.1. Перспективный план спортивной подготовки (для этапов совершенствования спортивного мастерства и высшего спортивного мастерства); 3.2. Годовой план спортивной подготовки (для реализуемых этапов); 3.3. План по месяцам; 3.4. Индивидуальный план спортивной подготовки составляется для каждого спортсмена этапов совершенствования спортивного мастерства и высшего спортивного мастерства; V. Прогнозируемый результат учебно-тренировочной деятельности реализуемого этапа спортивной подготовки. 1.5 Условия реализации дополнительной образовательной программы спортивной подготовки, включающие материальнотехнические, кадровые и информационно-методические условия. Требования к оборудованию и спортивному инвентарю, спортивной экипировке, необходимые для реализации Программы устанавливаются в дополнительной образовательной программе спортивной подготовки с учетом приложения № 2 к программе. Информационное обеспечение деятельности СШ – многогранный процесс, направленный на решение профессиональных, организационных и воспитательных задач, формирование и структурирование информационного пространства СШ с использованием всей совокупности информационных ресурсов и информационных технологий в целях гармонизации спортивной и образовательной деятельности. 2 Нормативы физической подготовки и иные спортивные нормативы с учетом возраста, пола лиц, проходящих спортивную подготовку, особенностей вида спорта «фигурное катание на коньках» (спортивных дисциплин), уровень спортивной квалификации таких лиц (спортивные разряды и спортивные звания) 2.1. Нормативы общей физической и специальной физической подготовки для зачисления и перевода на этап начальной подготовки по виду спорта «фигурное катание на коньках» Таблица №8 Нормативы общей физической подготовки и специальной физической подготовки для зачисления и перевода на этап начальной подготовки по виду спорта «фигурное катание на коньках» № п/п Упражнения Единица измерения Норматив до года обучения мальчики девочки Норматив свыше года обучения девоч мальчики ки 1. Нормативы общей физической подготовки 1.1. Бег на 30 м с 1.2. Челночный бег 3х10 м с Сгибание и разгибание рук в упоре лежа на полу Наклон вперед из положения стоя на гимнастической скамье (от уровня скамьи) Прыжок в длину с места толчком двумя ногами количество раз 1.3. 1.4. 1.5. см см не более 6,9 7,1 не более 10.3 10.6 не менее 7 4 не менее +1 +3 не менее 100 105 не более 6,7 6,8 не более 10.0 10.4 не менее 10 6 не менее +3 +5 не менее 120 115 2. Нормативы специальной физической подготовки для всех возрастных групп 2.1. 2.2. 2.3. 2.4. Прыжки на скакалке на двух ногах (за одну мин.) Прыжки на скакалке на одной ноге (за одну мин.) Выкрут прямых рук впередназад с шириной хвата количество раз количество раз Прыжок в высоту с места см. см. не менее 65 не менее 30 не менее 50 40 не менее 27 24 не менее 68 не менее 35 не более 47 37 не более 28 25 2.2 Нормативы общей физической и специальной физической подготовки и уровень спортивной квалификации (спортивные разряды) для зачисления и перевода на учебно-тренировочный этап (этап спортивной специализации) по виду спорта «фигурное катание на коньках» Таблица №9 Нормативы общей физической и специальной физической подготовки и уровень спортивной квалификации (спортивные разряды) для зачисления и перевода на учебно-тренировочный этап (этап спортивной специализации) по виду спорта «фигурное катание на коньках» № п/п Упражнения Единица измерения Норматив юноши девушки 1. Нормативы общей физической подготовки 1.1. Бег на 30 м с 1.2. Челночный бег 3х10 м с Поднимание туловища из положения лежа на спине (за 1 мин) Наклон вперед из положения стоя на гимнастической скамье (от уровня скамьи) Прыжок в длину с места толчком двумя ногами количество раз 1.3. 1.4. 1.5. не более 7.0 не более 10.0 10.4 не менее 24 21 не менее см см 6.7 +3 +5 не менее 120 115 2. Нормативы специальной физической подготовки Прыжки на скакалке на двух ногах (за одну мин.) Прыжки на скакалке на одной ноге (за одну 2.2. мин.) Выкрут прямых рук вперед-назад с шириной 2.3. хвата 2.1. 2.4 Прыжок в высоту с места не менее 71 не менее 39 не менее количество раз количество раз см. см. 45 35 не менее 29 26 3. Уровень спортивной квалификации 3.1. Период обучения на этапе спортивной подготовки (до трех лет) 3.2. Период обучения на этапе спортивной подготовки (свыше трех лет) спортивные разряды – «третий юношеский спортивный разряд», «второй юношеский спортивный разряд», «первый юношеский спортивный разряд», «третий спортивный разряд» спортивные разряды – «второй спортивный разряд», «первый спортивный разряд» 2.3 . Нормативы общей физической и специальной физической подготовки и уровень спортивной квалификации (спортивные разряды) для зачисления и перевода на этап совершенствования спортивного мастерства по виду спорта «фигурное катание на коньках» Таблица №10 Нормативы общей физической и специальной физической подготовки и уровень спортивной квалификации (спортивные разряды) для зачисления и перевода на этап совершенствования спортивного мастерства по виду спорта «фигурное катание на коньках» № п/п Упражнения Единица измерения Норматив юноши/ девушки/ юниоры юниорки 1. Нормативы общей физической подготовки 1.1. Бег на 60 м с 1.2. Бег на 2000 м мин, с 1.3. Бег на 3000 м мин, с 1.4. 1.5. 1.6. 1.7. 1.8. 1.9. Подтягивание из виса лежа на низкой перекладине 90 см. Подтягивание из виса на высокой перекладине Наклон вперед из положения стоя на гимнастической скамье (от уровня скамьи) Челночный бег 3x10 м Прыжок в длину с места толчком двумя ногами Поднимание туловища из положения лежа на спине (за 1 мин) количество раз количество раз см с см количество раз не более 8,4 9,9 не более - 10.00 не более 13,0 не менее не менее 12 не менее 18 +11 +15 - - не более 7,2 8,0 не менее 210 175 не менее 45 39 2. Нормативы специальной физической подготовки 2.1. 2.2. не менее 30 не менее 85 не менее Прыжки на скакалке на двух ногах с двумя количество раз оборотами скакалки (за одну мин.) Прыжки на скакалке на одной ноге (за количество раз одну мин.) 2.3. Прыжок в высоту с места см. 2.4. Удержание равновесия на одной ноге с 45 не менее 2,5 3. Уровень спортивной квалификации 3.1. 38 Спортивный разряд «кандидат в мастера спорта» 2,4 2.4 Нормативы общей физической и специальной физической подготовки и уровень спортивной квалификации (спортивные звания) для зачисления и перевода обучающихся на этап высшего спортивного мастерства по виду спорта «фигурное катание на коньках» Нормативы общей физической и специальной физической подготовки и уровень спортивной квалификации (спортивные звания) для зачисления и перевода обучающихся на этап высшего спортивного мастерства по виду спорта «фигурное катание на коньках» Таблица № 11 № п/п Упражнения Единица измерения Норматив юноши девушки 1. Нормативы общей физической подготовки 1.1. Бег на 60 м 1.2. Наклон вперед из положения стоя на гимнастической скамье (от уровня скамьи) см 1.3. Челночный бег 3x10 м с не более с 8,2 9.6 не менее Прыжок в длину с места см толчком двумя ногами Поднимание туловища из положения лежа 1.5. количество раз на спине (за 1 мин) 1.4. +11 +15 не более 7,2 8,0 не менее 215 180 не менее 49 43 2. Нормативы специальной физической подготовки 2.1. Вращение 4 оборотов с 2.2. Многоскоки 20 м. количество раз 2.3. Бег на 400 м. с 2.4. Удержание равновесия на одной ноге с 3.1 не более 2,77 2,55 не более 4,7 не более 81.3 3. Уровень спортивной квалификации Спортивное звание «мастер спорта России» 84,5 не менее 2,5 2,4 3.Требования к участию лиц, проходящих спортивную подготовку, и лиц, ее осуществляющих, в спортивных соревнованиях, предусмотренных в соответствии с реализуемой дополнительной образовательной программой спортивной подготовки по виду спорта «фигурное катание на коньках» Требования к участию в спортивных соревнованиях обучающихся: соответствие возраста, пола и уровня спортивной квалификации обучающихся положениям (регламентам) об официальных спортивных соревнованиях согласно Единой всероссийской спортивной классификации и правилам вида спорта «фигурное катание на коньках»; наличие медицинского заключения о допуске к участию в спортивных соревнованиях; соблюдение общероссийских антидопинговых правил и антидопинговых правил, утвержденных международными антидопинговыми организациями. Организация, реализующая дополнительные образовательные программы спортивной подготовки, направляет обучающегося и лиц, осуществляющих спортивную подготовку, на спортивные соревнования на основании утвержденного плана физкультурных и спортивных мероприятий, формируемого, в том числе в соответствии с Единым календарным планом межрегиональных, всероссийских и международных физкультурных мероприятий и спортивных мероприятий, и соответствующих положений (регламентов) об официальных спортивных соревнованиях. 4 Требования к результатам прохождения спортивной подготовки применительно к этапам спортивной подготовки Результаты прохождения спортивной подготовки применительно к этапам спортивной подготовки должны соответствовать целям, поставленным дополнительной образовательной программой спортивной подготовки. Требования к результатам прохождения спортивной подготовки, в том числе по отдельным этапам спортивной подготовки, конкретизируются в примерной дополнительной образовательной программе спортивной подготовки, и направлены: На этапе начальной подготовки на: - формирование устойчивого интереса к занятиям физической культурой и спортом; - получение общих теоретических знаний о физической культуре и спорте, в том числе о виде спорта «фигурное катание на коньках»; - формирование двигательных умений и навыков, в том числе в виде спорта «фигурное катание на коньках»; - повышение уровня физической подготовленности и всестороннее гармоничное развитие физических качеств; -укрепление здоровья. На учебно-тренировочном этапе (этапе спортивной специализации) на: - формирование устойчивого интереса к занятиям видом спорта «фигурное катание на коньках»; - формирование разносторонней общей и специальной физической подготовленности, а также теоретической, технической, тактической и психологической подготовленности, соответствующей виду спорта «фигурное катание на коньках»; - обеспечение участия в официальных спортивных соревнованиях и формирование навыков соревновательной деятельности; укрепление здоровья. На этапе совершенствования спортивного мастерства на: - повышение уровня общей и специальной физической, теоретической, технической, тактической и психологической подготовленности; - обеспечение участия в официальных спортивных соревнованиях и совершенствование навыков в условиях соревновательной деятельности; сохранение здоровья. На этапе высшего спортивного мастерства на: - повышение уровня общей и специальной физической, теоретической, технической, тактической и психологической подготовленности, соответствующей виду спорта «фигурное катание на коньках»; обеспечение участия в официальных спортивных соревнованиях и достижение обучающимися высоких и стабильных спортивных результатов в условиях соревновательной деятельности; сохранение здоровья. Особенности осуществления спортивной подготовки по отдельным спортивным дисциплинам вида спорта «фигурное катание на коньках» 5 Реализация дополнительных образовательных программ спортивной подготовки проводится с учетом этапа спортивной подготовки и спортивных дисциплин вида спорта «фигурное катание на коньках», по которым осуществляется спортивная подготовка. Особенности осуществления спортивной подготовки по спортивным дисциплинам вида спорта «фигурное катание на коньках» учитываются организациями, реализующими дополнительные образовательные программы спортивной подготовки, при формировании дополнительных образовательных программ спортивной подготовки, в том числе годового учебно-тренировочного плана. Для зачисления на этап спортивной подготовки лицо, желающее пройти спортивную подготовку, должно достичь установленного возраста в календарный год зачисления на соответствующий этап спортивной подготовки. Возраст обучающихся на этапах совершенствования спортивного мастерства и высшего спортивного мастерства не ограничивается при условии вхождения их в список кандидатов в спортивную сборную команду субъекта Российской Федерации по виду спорта «фигурное катание на коньках» и участия в официальных спортивных соревнованиях по виду спорта «фигурное катание на коньках» не ниже уровня всероссийских спортивных соревнований. В зависимости от условий и организации учебно-тренировочных занятий, а также условий проведения спортивных соревнований подготовка обучающихся осуществляется на основе обязательного соблюдения требований безопасности, учитывающих особенности осуществления спортивной подготовки по спортивным дисциплинам вида спорта «фигурное катание на коньках». 6 Требования к кадровым и материально-техническим условиям реализации этапов спортивной подготовки и иным условиям 6.1 Требования к кадровым и материально-техническим условиям реализации этапов спортивной подготовки и иным условиям Спортивная Школа, реализующая дополнительные образовательные программы спортивной подготовки, должны обеспечить соблюдение требований к кадровым и материально-техническим условиям реализации этапов спортивной подготовки и иным условиям, установленным ФССП. 6.2 Требования к кадровому составу организаций, реализующих дополнительные образовательные программы спортивной подготовки Требования к кадровому составу организаций, реализующих дополнительные образовательные программы спортивной подготовки: - Уровень квалификации лиц, осуществляющих спортивную подготовку, должен соответствовать требованиям, установленным профессиональным стандартом «Тренер-преподаватель», утвержденным приказом Минтруда России от 24.12.2020 № 952н (зарегистрирован Минюстом России 25.01.2021, регистрационный № 62203), профессиональным стандартом «Тренер», утвержденным приказом Минтруда России от 28.03.2019 № 191н (зарегистрирован Минюстом России 25.04.2019, регистрационный № 54519), профессиональным стандартом «Специалист по инструкторской и методической работе в области физической культуры и спорта», утвержденным приказом Минтруда России от 21.04.2022 № 237н (зарегистрирован Минюстом России 27.05.2022, регистрационный № 68615) или Единым квалификационным справочником должностей руководителей, специалистов и служащих, раздел «Квалификационные характеристики должностей работников в области физической культуры и спорта», утвержденным приказом Минздравсоцразвития России от 15.08.2011 № 916н (зарегистрирован Минюстом России 14.10.2011, регистрационный № 22054). - Для проведения учебно-тренировочных занятий и участия в официальных спортивных соревнованиях на учебно-тренировочном этапе (этапе спортивной специализации), этапах совершенствования спортивного мастерства и высшего спортивного мастерства, кроме основного тренерапреподавателя, допускается привлечение тренера-преподавателя по видам спортивной подготовки, с учетом специфики вида спорта «фигурное катание на коньках», а также на всех этапах спортивной подготовки привлечение иных специалистов (при условии их одновременной работы с обучающимися). 6.3 Требования к материально-техническим условиям реализации этапов спортивной подготовки Требования к материально-техническим условиям реализации этапов спортивной подготовки предусматривают (в том числе на основании договоров, заключенных в соответствии с гражданским законодательством Российской Федерации, существенным условием которых является право пользования соответствующей материально-технической базой и (или) объектом инфраструктуры): - наличие тренировочного спортивного зала; - наличие тренажерного зала; - наличие раздевалок, душевых; - наличие медицинского пункта, оборудованного в соответствии с приказом Минздрава России от 23.10.2020 № 1144н «Об утверждении порядка организации оказания медицинской помощи лицам, занимающимся физической культурой и спортом (в том числе при подготовке и проведении физкультурных мероприятий и спортивных мероприятий), включая порядок медицинского осмотра лиц, желающих пройти спортивную подготовку, заниматься физической культурой и спортом в организациях и (или) выполнить нормативы испытаний (тестов) Всероссийского физкультурно-спортивного комплекса «Готов к труду и обороне» (ГТО)» и форм медицинских заключений о допуске к участию физкультурных и спортивных мероприятиях» (зарегистрирован Минюстом России 03.12.2020, регистрационный № 61238)i; - обеспечение оборудованием и спортивным инвентарем, необходимыми для прохождения спортивной подготовки (Приложение №2) - обеспечение спортивной экипировкой (Приложение № 2 ); - обеспечение обучающихся питанием и проживанием в период проведения спортивных мероприятий; - медицинское обеспечение обучающихся, в том числе организацию систематического медицинского контроля. 6.4 Иные условия реализации программы К иным условиям реализации дополнительной образовательной программы спортивной подготовки относятся трудоемкость дополнительной образовательной программы спортивной подготовки (объемы времени на ее реализацию) с обеспечением непрерывности учебно-тренировочного процесса, а также порядок и сроки формирования учебно-тренировочных групп. Режим учебно-тренировочного процесса: Режим учебно-тренировочного процесса составляется СШ для каждой учебно-тренировочной группы с учетом единовременной пропускной способности спортивного сооружения (объекта спорта) и включает в себя: - наименование вида спорта (спортивной дисциплины); -фамилия, имя, отчество тренера-преподавателя; - этап спортивной подготовки и год обучения; - дни недели; - количество часов в неделю; - место проведения учебно-тренировочных - занятий;количество обучающихся; - начало и окончание учебно-тренировочного занятия. 6.5 Дополнительная образовательная программа спортивной подготовки Дополнительная образовательная программа спортивной подготовки рассчитывается на 52 недели в год. Учебно-тренировочный процесс в организации, реализующей дополнительную образовательную программу спортивной подготовки, должен вестись в соответствии с годовым учебно-тренировочным планом (включая период самостоятельной подготовки по индивидуальным планам спортивной подготовки для обеспечения непрерывности учебно-тренировочного процесса). При включении в учебно-тренировочный процесс самостоятельной подготовки, ее продолжительность составляет не менее 10% и не более 20% от общего количества часов, предусмотренных годовым учебно-тренировочным планом организации, реализующей дополнительную образовательную программу спортивной подготовки. Примерный годовой учебно-тренировочный план по виду спорта «фигурное катание на коньках» (далее – учебный план) определяет общий объем учебно-тренировочной нагрузки по видам спортивной подготовки, видам деятельности, практикам и распределяет учебное время, отводимое на их освоение по этапам спортивной подготовки и по годам обучения. Учебный план составляется и утверждается СШ ежегодно на 52 недели. Учебный план определяет общую структуру планируемого учебнотренировочного процесса в рамках деятельности СШ, совокупность отдельных относительно самостоятельных, но не обособленных в их закономерных связях видах спортивной подготовки, соотношении и последовательности их как органических звеньев единого процесса, а также выступает в качестве одного из основных механизмов реализации дополнительной образовательной программы спортивной подготовки, оптимально вносящий свой вклад для достижения спортивных результатов. Представленные в учебном плане тренировочные мероприятия – теоретическая подготовка, инструкторская и судейская практика, учебнотренировочные, антидопинговые, воспитательные, аттестационные мероприятия, медико-биологическое обследование являются неотъемлемой частью тренировочного процесса и регулируются СШ самостоятельно, указанные тренировочные мероприятия входят в годовой объем тренировочной нагрузки. Объем тренировочной нагрузки на этапе высшего спортивного мастерства представлен одним учебно-тренировочным годом, но необходимо учесть, что представленные параметры нагрузки не изменяются в течение всего периода обучения на данном этапе. Календарный учебно-тренировочный график (далее – учебнотренировочный график) составляется на учебный год СШ самостоятельно по каждому этапу спортивной подготовки согласно объему соревновательной деятельности, определенному в программе, включающий в себя перечень спортивных и учебно-тренировочных мероприятий, период прохождения аттестации в течение учебного года, медико-биологических мероприятий, восстановительных мероприятий по отдельным этапам, определяет календарный период проведения мероприятия. При составлении учебно-тренировочного графика могут быть учтены различные принципы периодизации учебного года в СШ. При составлении учебно-тренировочного графика СШ учитываются особенности осуществления спортивной подготовки по виду спорта «фигурное катание на коньках». Годовой учебно-тренировочный план представлен в приложении №3. 6.6 Продолжительность одного учебно-тренировочного занятия Продолжительность одного учебно-тренировочного занятия при реализации дополнительной образовательной программы спортивной подготовки устанавливается в часах и не должна превышать: на этапе начальной подготовки – двух часов; на учебно-тренировочном этапе (этапе спортивной специализации) – трех часов; на этапе совершенствования спортивного мастерства – четырех часов; на этапе высшего спортивного мастерства – четырех часов. При проведении более одного учебно-тренировочного занятия в один день суммарная продолжительность занятий не должна составлять более восьми часов. В часовой объем учебно-тренировочного занятия входят теоретические, практические, восстановительные, медико-биологические мероприятия, инструкторская и судейская практика. 6.7 Работа по индивидуальным планам спортивной подготовки Работа по индивидуальным планам спортивной подготовки может осуществляться на этапах совершенствования спортивного мастерства и высшего спортивного мастерства, а также на всех этапах спортивной подготовки в период проведения учебно-тренировочных мероприятий и участия в спортивных соревнованиях. Приложение № 1 к программе спортивной подготовки по виду спорта «фигурное катание на коньках» утвержденной приказом Минспорта России от « » 20 г. № План мероприятий, направленный на предотвращение допинга в спорте и борьбу с ним Этап спортивной подготовки Начальной подготовки Содержание мероприятия и его форма 1. Веселые старты «Честная игра» Сроки проведения 1-2 раза в год 2. Теоретическое «Ценности спорта. занятие Честная игра» 3. Проверка лекарственных препаратов (знакомство с международным стандартом «Запрещенный список») 1 раз в месяц 4. Антидопинговая «Играй честно» викторина 5. Онлайн обучение на сайте РУСАДА По назначению 1 раз в год 6. Родительское собрание 1-2 раза в год 7. Семинар для тренеров «Роль родителей в процессе формирования антидопинговой культуры» «Виды нарушений антидопинговых 1 раз в год 1-2 раза в год Рекомендации по проведению мероприятий Составление отчета о проведении мероприятия: сценарий/программа, фото/видео Согласовать с ответственным за антидопинговое обеспечение в регионе Научить юных спортсменов проверять лекарственные препараты через сервисы по проверке препаратов в виде домашнего задания (тренер называет спортсмену 2-3 лекарственных препарата для самостоятельной проверки дома). Проведение викторины на крупных спортивных мероприятиях в регионе. Прохождение онлайн-курса – это неотъемлемая часть системы антидопингового образования. Включить в повестку дня родительского собрания вопрос по антидопингу. Использовать памятки для родителей. Научить родителей пользоваться сервисом по проверке препаратов Согласовать с ответственным за антидопинговое обеспечение в субъекте Российской Федерации Учебнотренировочный этап (этап спортивной специализации) Этапы совершенствования спортивного мастерства и высшего спортивного мастерства 1. 2. Веселые старты правил», «Роль тренера и родителей в процессе формирования антидопинговой культуры» «Честная игра» Онлайн обучение на сайте РУСАДА 3. Антидопинговая викторина 4. Семинар для спортсменов и тренеров «Играй честно» «Виды нарушений антидопинговых правил» «Проверка лекарственных средств» 5. Родительское «Роль родителей в собрание процессе формирования антидопинговой культуры» 1. Онлайн обучение на сайте РУСАДА 2. Семинар «Виды нарушений антидопинговых правил» «Процедура допингконтроля» «Подача запроса на ТИ» «Система АДАМС» 1-2 раза в год 1 раз в год По назначению 1-2 раза в год 1-2 раза в год 1 раз в год 1-2 раза в год Предоставление отчета о проведении мероприятия: сценарий/программа, фото/видео. Прохождение онлайн-курса – это неотъемлемая часть системы антидопингового образования. Проведение викторины на спортивных мероприятиях Согласовать с ответственным за антидопинговое обеспечение в субъекте Российской Федерации Включить в повестку дня родительского собрания вопрос по антидопингу. Использовать памятки для родителей. Научить родителей пользоваться сервисом по проверке препаратов Прохождение онлайн-курса – это неотъемлемая часть системы антидопингового образования Согласовать с ответственным за антидопинговое обеспечение в субъекте Российской Федерации Приложение № 2 к программе спортивной подготовки по виду спорта «Фигурное катание на коньках», утвержденнойприказом Минспорта России от « » 20 г. № Требования к оборудованию и спортивному инвентарю, спортивной экипировке, необходимые для реализации программы Таблица № 1 № nln 1. 2. з. 4. 5. 6. 7. 8. 9. 10. 1 1. 12. 13. 14. 15. 16. 17. 18. 19. 20. 21. 22. 23. Наименование оборудования и спортивного инвентаря Гантели переменной массы (от 3 кг до 5 кг) Зеркало настенное (12x2 м) Инвентарь для заливки и уборки льда Ледоуборочная машина (машина для заливки льда) Лонжа переносная Лонжа стационарная Мат гимнастический Мини батут Музыкальный проигрыватель (переносной) Мяч набивной (медицинбол) (от 1 до 3 кг) Мяч волейбольный Мяч теннисный Мяч футбольный Обруч гимнастический Перекладина гимнастическая Полусфера гимнастическая Скакалка гимнастическая Скамейка гимнастическая Станок для заточки коньков Станок хореографический Степ для фитнеса Фишка для разметки ледовой площадки Эспандер Единица измерения комплект комплект комплект штук штук штук штук штук штук комплект штук штук штук штук штук штук штук штук штук комплект штук штук штук Количество 3 1 2 1 3 2 10 10 4 3 5 50 2 10 1 6 20 5 2 1 10 40 10 Таблица №2 Обеспечение спортивной экипировкой Спортивный инвентарь, передаваемый в индивидуальное пользование количество количество срок эксплуатации (лет) пар на обучающегося - - 1 1 2 1 3 1 пар на обучающегося - - 1 1 2 1 3 1 - - 1 1 1 1 1 1 срок эксплуатации (лет) Расчетная единица срок эксплуатации (лет) Ботинки для фигурного катания Лезвия (коньки) для 2. фигурного катания 3. Чехлы на лезвия 1. Единица измерения количество Наименование срок эксплуатации (лет) № количество Этап начальной подготовки Этапы спортивной подготовки УчебноЭтап Этап высшего тренировочный совершенствования спортивного этап (этап спортивного мастерства спортивной мастерства специализации) Таблица № 3 Спортивная экипировка, передаваемая в индивидуальное пользование 1. Костюм для соревнований 2. Костюм спортивный тренировочный штук на обучающегося штук на обучающегося 3. Наколенники пар 4. Налокотники Срок эксплуатации (лет) Этап высшего спортивного мастерства количество Срок эксплуатации (лет) количество Срок эксплуатации (лет) количество Наименование количество п/п Срок эксплуатации (лет) Ng Этап начальной Единица Расчетная единица подготовки измерения Этап спортивной подготовки УчебноЭтап тренировочный совершенствования этап (этап спортивного спортивной мастерства специализации) - 1 1 2 1 3 1 - - 1 1 1 1 1 1 на обучающегося 1 1 1 1 1 1 1 1 пар на обучающегося 1 1 1 1 1 1 1 1 5. Футболка спортивная штук на обучающегося - - 1 1 1 1 1 1 6. Шорты спортивные штук на обучающегося - - 1 1 1 1 1 1 Приложение № 3 к программе спортивной подготовки по виду спорта «Фигурное катание на коньках» утвержденной приказом Минспорта России от « » 20 г. № Годовой учебно-тренировочный план Этапы и годы подготовки Этап начальной подготовки НП-1 НП-2 НП-3 № п/п Виды подготовки и иные мероприятия 10 2 1. 2. 3. 4. 5. 6. 7. Общая физическая подготовка Специальная физическая подготовка Участие в спортивных соревнованиях Техническая подготовка Тактическая подготовка Теоретическая подготовка Психологическая подготовка Учебно-тренировочный этап (этап спортивной специализации) УТ-1 УТ-2 УТ-3 УТ-4 УТ-5 УТ-6 Этап совершенствова ния спортивного мастерства Недельная нагрузка в часах 14 14 16 18 20 22 22 24-28 Максимальная продолжительность одного учебно-тренировочного занятия в часах 2 3 3 4 Наполняемость групп (человек) 10 5 4 12 Этап высшего спортивного мастерства 28-32 4 2 135 75 145 68 83 89 83 99 99 107-125 120-134 58 105 109 127 130 143 146 156 156 107-125 90-101 10 8 8 7 8 9 72 80 80 107-121 120-144 161 6 6 6 198 8 8 8 218 7 8 8 279 7 7 7 332 8 8 8 378 10 10 10 399 10 10 10 433 11 11 11 433 11 11 11 532-625 10-14 10-14 10-14 708-812 14-16 14-16 14-16 8. 9. 10. 11. 12. 13 Контрольные мероприятия (тестирование и контроль) Инструкторская практика Судейская практика Медицинские, медикобиологические мероприятия Хореографическая подготовка Самоподготовка Общее количество часов в год 3 3 3 3 3 3 6 6 6 6 6 6 8 8 7 8 9 10 11 11 30-40 41-44 6 8 8 7 8 9 10 11 11 30-40 41-44 5 8 8 14 16 18 21 22 22 40-54 53-66 59 115 114 111 124 140 143 161 161 115-120 67-73 60 72 84 84 96 108 120 132 132 144-158 168-192 520 624 728 728 832 936 1040 1144 1144 1248-1456 1456-1664 Приложение № 4 к программе спортивной подготовки по виду спорта «Фигурное катание на коньках», утвержденнойприказом Минспорта России от « » 20 г. № Перечень информационного обеспечения 1. Абсалямова, И. В. Столетняя история чемпионатов мира по фигурному катанию на коньках (одиночное катание): учеб. пособие [Текст] / И. В. Абсалямова. - М.: ФОН, 1997. - 122 с. 2. Абсалямова, И. В. Рекомендации по программам для детско-юношеских спортивных школ и специализированных школ олимпийского резерва : учеб. пособие [Текст] / И. В. Абсалямова - М. : ФОН, 2006. - 27 с. 3. Абсалямова, И. В. Фигурное катание. Комментарии к судейству [Текст] / И. В. Абсалямова, Е. В. Богданова. - М. : ФиС, 1981. - 278 с. 4. Богданов, Г. П. Уроки физической культуры в школе [Текст] / Г. П. Богданов. - М.: Просвещение, 1999. - 316 с. 5. Вайцеховская, Е. С. Фигурное катание. Только звезды [Текст] / Е. С. Вайцеховская. - М. : Эксмо, 2009. - 256 с. 6. Барышников, Ю. А. Начальная тренировка конькобежцев : метод. реком. [Текст] / Ю. А. Барышников. - М. : 1999. - 200 с. 7. Глязер, С. В. Азбука начинающего фигуриста [Текст] / С. В. Глязер - М. : ФиС, 1969. - 103 с. 8. Железняк, Ю. Д. Основы научно-методической деятельности в физической культуре и спорте. [Текст] / Ю. Д. Железняк, П. Н. Петров. - М. : Академия, 2008. - 264 с. 9. Заяшников, С. И. Фигурное катание : учеб.-метод. пособие [Текст] / С. И. Заяшников. - М. : Терра-Спорт, 2008. - 272 с. 10. Краткая история фигурного катания от древних времен до Плющенко [http://bluek.narod.ru/fskating/history2.html] многопредметный журнал [Текст] / Электрон. журнал. - М. : Bluеk, 2011. - Режим доступа : http://bluek.narod.ru. 11. Морель, Ф.Р. Хореография в спорте [Текст] / Ф. Р. Морель. - М. : ФИС, 1971. - 110 с. 12. Медведева, И. М. Фигурное катание на коньках [Текст] / И. М. Медведев. - Киев : Олимпийская литература, 1998. - 223 с. 13. Мишин, А. Н. Фигурное катание для всех [Текст] / А. Н. Мишин. Ленинград: Леон, 1976. - 207 с. 14. Мишин, А. Н. Школа в фигурном катании [Текст] / А. Н. Мишин. - М. : ФиС, 1979. - 175 с. 15. Мишин, А. Н. Биомеханика движений фигуриста [Текст] / А. Н. Мишин. М. : ФиС, 1981. - 144 с. 16. Москвина, Т. Н. Произвольная программа парного катания [Текст] / Т. М. Москвина, И. Б. Москвин. - М. : ФиС, 1984. - 362 с. 17. Москвина, Т. Н. Короткая программа[Текст] / Т. Н. Москвина. - М. : Физкультура и спорт, 1980. - 112 с. 18. Мишин, Б. З. Прыжки в фигурном катании [Текст] / А. Н. Мишин. - М. : Физкультура и спорт, 1976. - 104 с. 19. Мишин, Б. З. Отечественная история фигурного катания на коньках [Текст] / А. Н. Мишин, К. З. Гуляев, Ю. В. Якимчук. - М. : Олимп, 2006. - 432 с. 20. Официальный сайт Международного Союза конькобежцев на русском языке [http://www.goldskate.ru] : Официальный сайт ISU. - 2012. - Режим доступа : http://www.goldskate.ru. 21. Панин, Н. А. Искусство катанья на коньках. История, теория, методика и техника фигурного катанья [Текст] / Н. А. Панин. - М. : Л. : ФиС, 1938. - 466 с.